Дни творческих вузов России в Республике Коми

20-22 декабря 2019 г.

90 сезон

В Сыктывкаре показали трудный спектакль с женским лицом

943770

На сцене драмтеатра поставили «Эшелон» Михаила Рощина

8443031

Фото: Елена ВОРОБЬЕВА

«…Так вот и движется наша коробочка тепла среди холода подстерегающей смерти» – этими словами заканчивается спектакль Михаила Рощина «Эшелон». Но эта фраза циклична на протяжении всего спектакля — утро, день, вечер, ночь сливаются воедино, как и голоса женщин, движущихся в одном вагоне поезда.

943769

7 мая в Сыктывкаре состоялась премьера спектакля «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина. Это повесть о Великой Отечественной войне, но не о кровавых сражениях и не о буднях бойцов, а о той битве за жизнь, в которой выстояли простые женщины.

Постановка спектакля в Академическом театре драмы им. Виктора Савина осуществлена в рамках Гранта Главы Коми и посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это история тех, кого в разгар войны эшелон увозил в эвакуацию.

В своей пьесе Михаил Рощин описал те события и ту атмосферу, которые в детстве пережил сам. Действие спектакля происходит осенью 1941 года. Женщин, детей и стариков эшелон увозит вглубь страны, спасая от рвущихся снарядов. Жизнь в вагонах обретает свой уклад и распорядок, а их обитатели становятся одной семьей. Страшное событие, объединившее их, — война, постоянно присутствующая в каждом слове, в каждом жесте.

В пьесе переплетаются множество историй самых разных людей, которые Рощин соединил в неразрывное целое, а постановщик Юрий Попов выстроил все это многоголосие на сцене. Герои живут надеждой, что война приближается к концу, и их родные и любимые на фронте останутся живы. Но реальность преподносит один удар за другим, а у героев откуда-то берутся силы вынести это.

— «Эшелон» – трудный спектакль, его прозвали женской пьесой. Все главные актеры (в основном это женщины) спектакля с самого начала находятся на сцене, но появляются не сразу. Они будто возникают из темноты, каждый выходит к зрителю со своей историей, со своей болью, — отметил режиссер спектакля Юрий Попов.

На протяжении всего спектакля слышится стук вагонных колес. На разъезде эшелон с эвакуированными женщинами встречается с воинским поездом, движущимся к линии фронта. На сцене это не показано, зрителю видна только сцена прощания женщин с воинами. После этого высвечиваются лица женщин, и каждая думает о чем-то своем, по-девичьи прекрасном: как они проводили время с мужьями, как встречались, как любили друг друга. Но война все это отняла у них.

943770

Декорации выглядят безукоризненно достоверными. Сцену и зал разделяет железнодорожный путь, рельсы словно проводят черту, в конце спектакля они превращаются в лестницу.В финале спектакля, когда у женщин появляется надежда, уже почти добравшийся до места назначения эшелон попадает под бомбежку. Наступает темнота. Сквозь нее на сцене медленно двигаются к рампе героини спектакля. После чего зритель видит, что не все женщины остались в живых.

— Это был очень суровый спектакль, — делится своими впечатлениями зрительница Анна. — Поначалу в нем господствует атмосфера растерянности, тревоги. Видно, что не все женщины довольны этой поездкой, многие хотят сойти в поезда. Одна из героинь — грубая, почти отвратительная, и переходы ее от безудержного веселья к циничной резкости неожиданны. Это вызывает агрессивность у других женщин, а у зрителя — раздражение. И лишь постепенно начинаешь понимать, какие огромные запасы жизнелюбия и энергии, так необходимые всем обитательницам вагона, кроются в этой женщине.

— К сожалению, меня «Эшелон» почти совсем не тронул. Наверное, это из-за того, что спектакль для женщин и о женщинах, — рассказывает «Комсомолке» зритель Андрей. — Пьеса о войне, поэтому говорят здесь о том, что от мужа на фронте вестей нет, что дети не должны видеть смерть, разрушения. Шутки тоже есть, но и они об «идеальном мужике». Вроде бы все по-настоящему, искренне, ошибок нет, актрисы замечательно играют, даже свет проработан до мелочей, но все равно не задевает.

Однако женщины выходили из зала переполненными эмоциями, со слезами на глазах.

Нельзя не сказать о костюмах и декорациях. Их подготовкой занимался заслуженный работник Коми, лауреат государственной премии республики Эрих Вильсон. Ему удалось передать настроение спектакля, так же, как и композитору — заслуженному деятелю искусств России Михаилу Герцману.

Дата: 8 мая в 18.00, 7 июня в 17.00

Место: Академический театр драмы им. Савина

Цена: от 150 рублей (8мая), от 70 рублей (7 июня)

08.05.2015

Источник: Комсомольская правда Коми