20 и 21 апреля в Академическом театр драмы им. В.Савина состоится премьера спектакля «Зверь» по пьесе М.Гиндина и В.Синакевича. По мнению режиссера и актеров, постапокалиптическая антиутопия очень своевременна: в сложной мировой обстановке она подтолкнет человека к размышлению о человечности и конфликте.
По сюжету пьесы после страшной техногенной катастрофы на земле почти не осталось людей, а метаморфозы, произошедшие с выжившими, оказались настолько сильны, что отличить человека от зверя (и наоборот) почти невозможно. В мире остались только Отец, Мать, Дочь. Потерявшие представление о человечестве, его ценностях, морали и вообще жизни, они странствуют по уничтоженному, опустевшему миру. Череду повторяющихся дней прерывает встреча со Зверем, чье имя вовсе не определяет его суть.
Впервые «Зверя» поставили в 2015 году. Тогда это был дипломный спектакль выпускников актерского отделения республиканского колледжа искусств – его представляли студенты на малой сцене. Сейчас пьесу ставят в рамках Театра юного зрителя уже на большой сцене при участии нескольких опытных артистов. Режиссирует «Зверя» актер театра Денис Рассыхаев: это уже его диплом для института им. Б. Щукина.
Промежуток в три года между первой и второй постановкой существенно изменил материал. Как признаются режиссер и актеры, на восприятие пьесы и ее воплощение повлияли изменения в самом окружающем мире, в душах людей. Изначально камерная работа, по словам Дениса Рассыхаева, стала глубже, идеологически глобальнее:
— Происходит обнуление, апокалипсис, который, к сожалению, делаем мы сами. Мы к нему идем. С чем это связано? Почему так происходит? Эти вопросы мы задаем в пьесе. Что такое скрыто в человеческой сущности, что он постоянно воюет, борется. Если взять планету в целом, конфликты не прекращались никогда, не было периода в жизни, чтобы вдруг везде наступил мир, спокойствие и счастье. Что такое в человеке скрыто, что заставляет нас постоянно воевать?
Поддержал режиссера и исполнитель роди Зверя Владимир Рочев:
— Эта пьеса о последствиях нелюбви друг к другу наших мировых держав. Не хочется уходить в политику, но именно политика, то, что сейчас происходит, привело к катастрофе.
Играть пьесу будут в два состава, для отдельных ролей – даже три. По словам Дениса Рассыхаева, актерам пришлось достаточно сложно: речь их персонажей очень примитивна, на сцене они должны вести себя то ли как звери, то ли как дети. Это должно показать, насколько после катастрофы люди одичали, что им заново приходится от сцены к сцене осваивать мир.
Переход на главную сцену самое существенное влияние оказал на оформление и хореографию. Художник-постановщик спектакля «Зверь», главный художник театра драмы Эрих Вильсон специально для каждого состава сделал свои костюмы. По его характеристике, все они собраны из того, что смогли персонажи найти в разрушенном мире, то есть, по сути, являются частью не только образа, но и декорации.
Большая сцена дала возможности для развития пластики и хореографии. Добавились танцевальные номера, в том числе массовые – отвечает за них актер Константин Карманов и хореограф Ангелина Комлева.
Особое внимание уделили и музыке к «Зверю»: ее лично подбирал режиссер. Во время спектакля будут звучать как песни прошлых лет, так и современные, но больше внимания будет уделено тишине. Как отметил Денис Рассыхаев, будет много сцен без музыки, где зритель будет слышать только ветер, гуляющий по разрушенной планете.
Как отметил директор театра Михаил Матвеев, спектакль, несмотря на принадлежность к ТЮЗ, рассчитан на более широкую аудиторию и даже старше, чем «юная». С ним согласен режиссер: «Зверь», хоть и не занимается морализаторством, но дает почву для размышлений, призывает молодежь снять розовые очки и взглянуть на реальный мир.
— Это не сказочка для увеселения, а действительно то, что может вызвать ужас. Мы должны дать толчок, шлепок по лбу: «Очнись, посмотри, что происходит». У нас молодежь, не вся конечно, но молодые люди мало следят за тем, что происходит на мировой арене. Они увлечены своими делами, а хочется, чтобы они сняли розовые юношеские очки и задумались, как им дальше жить.