На сцене Академического театра драмы им. В. Савина 27 марта капустником «Культурная революция» театральные деятели региона отпраздновали Международный день театра. Организаторы не стремились приурочить капустник к 100-летию Октябрьской революции и не готовили переворот. Однако взгляд со стороны на доведенные до гротеска – в юмористическом ключе праздника — проблемы республиканских театров показал, что перемены необходимы.
Перед автором сценария и режиссером капустника этого года Захаром Комлевым стояла непростая задача-минимум: не только повторить успех прошлогоднего «Властелина кризиса, или Братства гранта», поставленного Борисом Лагодой, но и сделать программу злободневной и одновременно веселой – все-таки большой театральный праздник бывает только раз в году.
Вдохновившись проблемами театров республики, выступлениями выдающихся театральных деятелей России на последнем съезде СТД, образом всем чиновникам чиновника товарища Огурцова из «Карнавальной ночи» и последними тенденциями в оптимизации бюджетной сферы, режиссер поставил одновременно смешное и остросатирическое представление, порадовавшее всех собравшихся в зрительном зале театра драмы.
Капустник начался с прибытия «ревизора» из «управления по контролю за качеством театральной продукции» товарища Огурцова в исполнении актера Игоря Янкова.
Оценив талант артистов и режиссеров театра, совмещающих свои непосредственные трудовые обязанности с деятельностью электриков и монтажников, он предложил оптимизировать ансамбль «Тагъя сур» — в целях экономии творческой энергии. Студенты театрального отделения республиканского колледжа искусств с пластическим номером под «Время, вперед!» Свиридова тоже порадовали чиновника – все-таки бесплатная рабочая сила, «проект по экономии энергии».
Кроме сюжетной канвы капустника, театр имени Савина представил осовремененный фрагмент из спектакля «Панночка». Окруженные наядами нувориши Дорош, Явтух и Спирид рассуждали о том, что перевелись взятки на Руси, однако осталась «хитро… изобретательность». Дойдя в своих философствованиях до самого «сердца» бюджета, новые русские казаки прервали беседу во избежание чиновничьего гнева.
Как и годом ранее – «для привлечения финансов в театр» — был проведен аукцион. В прошлом году театральные реликвии уходили с молотка, чтобы восстановить мемориальную доску народному артисту СССР Ивану Аврамову, — и благодаря этой инициативе в июне 2016 года она появилась на доме, в котором жил актер и режиссер.
На этот раз благотворительный аукцион состоялся, чтобы увековечить память народной артистки России Ии Бобраковой. Воркутинский театр кукол отправил на аукцион свой символ – игрушку «Петрушку». За пять тысяч рублей куклу приобрела вице-спикер Государственного совета республики Валентина Жиделева.
Ювелирный набор, в котором Альфия Коротаева блистала на сцене театра оперы и балета, исполняя партию Виолетты в опере Верди «Травиата», поклонники музыкального театра приобрели за четыре тысячи рублей «отдельно от артистки».
Самым высоко оцененным лотом стала историческая реконструкция шапки Мономаха Национального музыкально-драматического театра – один из участников аукциона отдал за реквизит спектакля «Мальчик из Перми Вычегодской» десять тысяч рублей.
Статья о первых гастролях драматического театра, датированная 1937 годом, обошлась своему новому обладателю в две с небольшим тысячи, а скульптура искателя золота, служившая реквизитом в спектакле «Розмари» музыкального театра, принесла организаторам аукциона три с половиной тысячи.
В «Культурной революции» принял участие и Государственный театр кукол из Воркуты. Номер «Продавец кукол» заслужил самые продолжительные аплодисменты зрителей.
Кульминацией капустника стало «великое переселение» театральных деятелей под своды театра им. В. Савина: здание Государственного театра оперы и балета разрушилось, а Национальный музыкально-драматический театр по воле профсоюза, с которым делит помещение, остался без электричества. Председатель республиканского Союза театральных деятелей Елена Пекарь тоже оказалась без крыши над головой – истек срок аренды помещения для СТД. Но выживающие в любых условиях театральные деятели ни чуть не приуныли и продемонстрировали свой талант и чувство юмора в репризах на тему: Национальный театр в песне и танце поведал о насущных проблемах – отсутствии нормального фойе, буфета, мужского туалета, водопровода и складов для хранения декораций, а театр оперы и балета показал отрывок из премьерной оперетты «Бабий бунт» — в «капустной» версии спектакля депутаты и министры решали, как же помочь многострадальной культуре.
В финале вечера справедливость восторжествовала – чиновник Огурцов исчез под натиском справедливого гнева артистов, а один из символов театра – чайка, — которую на протяжение капустника пыталась спасти юродивая в исполнении Татьяны Михайловой, воспарила над сценой.
Поздравить актеров, режиссеров, художников и других служителей театра на сцену поднялся министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов. Не обидевшись на смелые заявления, министр подхватил дух праздника и продолжил капустник, воспользовавшись декорацией из репризы «Бабий бунт» — плетнем с табличкой «министерство культуры». Заметив точно такой же плетень, но уже с табличкой «госсовет», Сергей Емельянов пригласил на сцену заместителя председателя Коми парламента Валентину Жиделеву.
— Мы живем в богатейшей – в театральном смысле — республике. Но многое еще предстоит сделать, чтобы наша республика в том же театральном смысле стала лучше. И с такими замечательными театрами, такими замечательными людьми я нисколько не сомневаюсь, что все наши планы воплотятся в жизнь и у нас все получится, — поздравил театральных деятелей с профессиональным праздником министр культуры.
— От имени Госсовета заверяю все наши театры, которые сегодня просили поддержки, что реализуя национальный проект «Культура», мы сможем добиться всего, чего вы хотите, — пообещала Валентина Жиделева.