Александр Островский "Волки и овцы"

30 ноября и 1 декабря

95 сезон

В театре им. Виктора Савина разгораются «Страсти»

ANT_2094

В пятницу, 28 апреля, в театре имени Виктора Савина состоится премьера психологической драмы «Страсти» по пьесе американского драматурга Юджина О’Нила. Незадолго до премьеры режиссер постановки Евгений Софронов рассказал БНК о том, почему пришлось «переделывать» О’Нила и зачем «нерепертуарные» спектакли должны появляться в репертуаре театра.

В театре им. Виктора Савина разгораются «Страсти»

Фото Николая Антоновского

Спектакль «Страсти» — это вторая работа Евгения Софронова в жанре психологической драмы. Первая – «Королева красоты» Мартина Макдонаха, поставленная в 2014 году на камерной сцене театра им. В. Савина. Историю о том, как люди становятся заложниками своих желаний, ради их исполнения идут буквально на все – обманывают, предают, убивают, — забывая о семейных узах и библейских заповедях, режиссер выбрал в качестве своего дипломного спектакля – в этом году Евгений Софронов заканчивает режиссерское отделение театрального института им. Б. Щукина.

ANT_2100.jpg

— Меня тянет на трудный материал, пьесу, в которой все понятно, мне ставить неинтересно. А «Любовь под вязами» — текст изначально не очень простой. Во-первых, на мой взгляд, русский перевод названия неточный – пьеса О’Нила в оригинале называется «Desire Under the Elms», где desire – «желание», «страсть», «жажда». Любви нет как в названии, так изначально и в самой пьесе. Все персонажи охвачены какими-то страстями: это алчность, похоть, тщеславие, гордыня… Во-вторых, для репертуара это совсем «нерепертуарный» спектакль, если считать репертуарными постановками комедии – что и понятно: кризис, тяжелое время, у людей своих проблем полно, они еще будут ходить на чужие смотреть? Но есть определенный круг зрителей – и он не маленький, — которые приходят за вопросами, за пищей для ума и души, — рассказал об идее спектакля режиссер.

По сути, в пьесе О’Нила нет положительных героев: глава семейства Эфраим Кэбот, с одной стороны, одержим властью, которую ему дает владение фермой, с другой, любовью к молодой жене Абби. Она хочет власти и права на поместье, поэтому выходит замуж за престарелого фермера, а затем соблазняет его младшего сына Эбина. Тот тоже стремится обладать фермой и ослеплен ненавистью к отцу, который не чтит память покойной жены и является серьезным препятствием на пути к наследству.

— Нравственную идею в самой пьесе найти трудно. Мне кажется, автор ее зашифровал, спрятал, оставив только провокацию. Он, изображая этих людей и их поступки, как будто кричит: «Не будьте такими!». Несмотря на то, что действие «Страстей» происходит в Новой Англии (несколько штатов на северо-востоке США – прим. ред.) середины 19-го века, эта история очень современна: страстями охвачены все люди во всех странах мира, многими управляет жажда наживы, разве мы не видим этих дамочек, желающих выгодно выйти замуж? – рассуждает постановщик.

Несмотря на актуальность материла, по словам Евгения Софронова, текст пьесы пришлось значительно видоизменить, избавив от обилия повторов и многочисленных авторских ремарок, навязывающих режиссеру волю драматурга.

ANT_2130.jpg

Для работы над «Страстями» из Краснодара был приглашен режиссер по пластике Николай Казмин, ставивший и «Королеву красоты». Как объясняет Евгений Софронов, функции режиссера по пластике гораздо шире, чем постановка так называемых танцевальных номеров. В частности, в «Страстях», где действие разыгрывается на эмоциональном пределе и где актеру довольно трудно остаться в рамках правдивости образа, режиссер по пластике – человек, который много работает с телом, — «делает из актеров людей».

— Его задача – сделать из играющих на сцене артистов живых людей. У нас порой замылен глаз, мы не видим в своих коллегах и в себе, как мы «плюсуем». Хочется донести и жест, и звук до последнего ряда, и результатом излишнего старания может стать фальшь. Николай учит актеров ходить, говорить, нормальным образом держать кружку и ложку, не размахивать руками. Словом, возвращает актерам естество.

Главную роль в «Страстях», как и в «Королеве красоты», исполнит актриса театра Анна Софронова.

— До «Королевы красоты» я принципиально не брал жену на большие роли. А потом подумал, почему я должен ставить свою профессию в ущерб профессии жены, если я знаю ее потенциал. Я выбрал ее на роль Абби потому, что она сильная актриса и подходит на эту роль.

Как отмечает Евгений Софронов, работа в «Страстях» ставит перед актерами сложнейшие задачи.

ANT_2136.jpg

— Например, Эбин, младший сын Эфраима, чуть ли не физически ощущает присутствие умершей много лет назад матери. Как это сыграть? Это существование на грани сумасшествия. Как актрисе сыграть убийство собственного ребенка? Актеров учат: «Чтобы сыграть что-то, ищите в себе подобное». Какую память нужно включить актрисе, как себя на это «накачать» и сыграть сцену убийства?

Пространственное решение спектакля принадлежит художнику Анне Репиной. Многоуровневая и полифункциональная конструкция, расположенная в центре сцены, одновременно – и ферма, укрытая сенью вязов, и судилище, и эшафот.

— Анна Репина предложила не городить на сцене аутентичную ферму, не «выращивать» вязы, а сделать громаду, которая будет возвышаться над всеми, за которую будут биться. И вместе со всей значительностью этот художественный образ рождает вопрос: из-за чего тут биться? Из-за чего страстям разгораться? То есть сценография полностью отвечает режиссерскому замыслу и работает на его воплощение, — отметил Евгений Софронов.

А вчера 27 апреля в театре успешно прошла сдача спектакля художественному совету министерства культуры РК. Поздравления постановочной группе и всем работникам театра! С нетерпением ждем первых зрителей!