Премьера музыкальной комедии по мотивам советского фильма состоится 1 и 2 апреля. Режиссер спектакля Борис Лагода, поставивший в драмтеатре один из самых популярных за последние годы спектакль «Ханума», обещает передать в постановке лучшее, что было в той эпохе, — искреннюю веру в настоящее и «светлое завтра», восторженное отношение к жизни, преданность дружбе и родине. Кроме этого, актеры порадуют зрителей живым исполнением любимых советских песен и полетом на легендарном «У-2».
Фото Николая Антоновского
— Все исчерпаемо, в том числе военная тематика. Конечно, серьезных произведений много, и мы могли бы взять, например, замечательного писателя Юрия Бондарева и на основе его прозы сделать прекрасную пьесу. Но «жизнь на войне не кончается», как говорит главный герой пьесы, а значит, всегда есть место любви, место хорошей песне. Таким образом, приступив к постановке «Небесного тихохода», мы достигаем сразу нескольких целей: в репертуаре театра появляется востребованный спектакль, коммерческий с одной стороны, а с другой — не пропагандирующий, а воспитывающий чувство патриотизма.
По словам Бориса Лагоды, написавшего пьесу по мотивам киносценария, «Небесный тихоход» на сцене драмтеатра будет первым в своем роде спектаклем, поставленным по мотивам кинофильма, — в российских театрах под этим же названием идет оперетта, либретто для которой написано в 2000-х годах. Хотя, вообще, тенденция обращения к кинематографу в театральном мире очень сильна.
— Кино как вид искусства имеет больше средств выразительности, чем театр, – в кинематографе есть возможность смены планов, перемены места и времени действия, использования спецэффектов и т.д. Какие-то приемы пытается перенимать и современный театр, превращая спектакли в инсталляции с использованием теле- и видеоэффектов, — пояснил режиссер. – В случае с «Небесным тихоходом» мне стало интересно сделать спектакль по канонам кинематографа, используя так называемую покадровую нарезку из эпизодов, впоследствии составляющих общее полотно. Поэтому каждую картину пьесы мы с актерами, художником Эрихом Вильсоном и хореографом Нелли Дашевской решаем как маленький спектакль, имеющий свою завязку, развитие действия, кульминацию и финал.
Лично для Бориса Лагоды спектакль станет данью памяти и уважения эпохе и ее героям. При этом ретро-комедия создается постановочной группой в жанре соцреализма, единственно приемлемого в данном случае, по словам режиссера.
— Основным отличием от киноверсии является отсутствие партийно-пропагандистского лубка, присущего искусству того времени и вызывающего искренний смех сегодня как у молодежи, так и у публики моего поколения. Была удалена как вся псевдопафосная героизация наших летчиков, так и явная нелепость фашистских асов (их, кстати, вообще нет в нашей истории). Так же как нет и упора на тему «ночных ведьм» — она давно и успешно раскрыта и в литературе, и в кинематографе. Свою задачу мы видели в том, чтобы подарить зрителю добрую и светлую ретро-комедию, пробудить в нем ностальгические чувства по прошлому и погрузить в мир замечательных песенных текстов и прекрасной музыки.
В «Небесном тихоходе» впервые в новой истории театра им. В. Савина актеры будут петь живьем. Для того чтобы подтянуть вокал, с артистами работает приглашенный преподаватель. Как рассказал постановщик, для каждого героя была выбрана своя песня, а весь музыкальный ряд спектакля выстроен так, чтобы зритель смог максимально погрузиться в эпоху 1930-1950-х годов.
— Мы стараемся передать дух эпохи, чтобы сегодняшняя молодежь, которая далеко отстоит от событий пьесы, понимала: война – это не только бои, кровь, пот, трагедия, но это и настоящие чувства, и любовь, и хорошие песни – без них нельзя было выжить. «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне».
Режиссер отмечает, что художественное решение постановки с одной стороны довольно простое и прозрачное, с другой – поддерживает общую эпизодическую структуру спектакля. Главный элемент декорации – макет-копия легендарного «У-2», который, как самый настоящий самолет, поднимется над сценой.
— Запустить самолет – не самая большая трудность. Гораздо сложнее погрузить артистов в советскую эпоху. Особенно молодых. Они могут играть иностранцев, русских дворян, высший европейский свет, а передать, что было позавчера, довольно тяжело. Тогда люди были очень чистыми и честными, более восторженно воспринимали жизнь, верили в настоящее и «светлое завтра». Идея двигала массами. Если нам все удастся, то это настроение перейдет и к зрителю, к какому бы поколению он ни принадлежал, — считает Борис Лагода.
Мастер комедии уверен, что «Небесный тихоход», несмотря на разницу в стилистике, должен стать популярным у зрителя не меньше, чем «Ханума», каждый показ которой до сих пор собирает аншлаг.
— Несмотря на военную тематику, это очень легкий материал. Работать над ним приятно, но это не значит, что я привык ставить лишь развлекательные спектакли. В моем режиссерском портфеле лежит вся мировая драматургия от Шекспира до Чехова. Очень надеюсь, что в ближайшее время удастся поработать с материалом по Набокову — я считаю, что наряду с Н.Гоголем и И.Буниным это один из лучших стилистов русской литературы, с индивидуальным слогом, манерой изложения, необычностью персонажей. Спектакль по одному из его произведений обогатит репертуар любого театра, — рассказывает о возможных будущих проектах режиссер.
ИА БНК https://www.bnkomi.ru/data/news/60883/