Александр Островский "Волки и овцы"

30 ноября и 1 декабря

95 сезон

Участник III Северного театрального фестиваля — Новгородский академический театр драмы

1_6ba598d336af83c1025f1ecd513aedfb

8 октября на сцене драма «Пиковая дама» (12+) Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского. Спектакль «Пиковая дама» — это блистательная работа по воплощению на сцене гениальной повести А. Пушкина. Тема актуальна и востребована и в современном мире. Ведь азарт, алчность, желание достичь своих целей любыми средствами неистребимы в человеке. Драматическая история о Германе, старой графине и ее несчастной воспитаннице Лизе. Герману открылась жуткая тайна трех карт, но счастья она ему не принесла.

Новгородский академический театр драмы им. Ф.М.Достоевского имеет древнейшую, многовековую историю.

1825 года открылся первоначальный стационарный театр, содержателем которого был некто Лотоцкий.

С 1853 года театр в Новгороде стал постоянным, благодаря известному в те годы антрепренеру Николаю Ивановичу Иванову. В одном из купеческих домов, в переоборудованном под театр помещении на протяжении всего сезона шли регулярные платные спектакли. Самые известные актеры провинции стекались в труппу, а зачастую и столичные «звезды» участвовали в этих спектаклях.

Первый в истории города общедоступный стационарный театр возник в Новгороде в 1918 году при секции искусства ГубОНО. Это был Новгородский театр Октябрьской революции. Новый общественный строй выдвигает новые требования к театру. Через сцену широкие массы трудящихся сближались с художественной интеллигенцией, приобщались к духовным богатствам, ранее не доступным ни рабочим, ни крестьянам.

В сезоне 1927–1928 гг. появляются первые советские драмы. В пьесах «Любовь Яровая» К. Тренева, «Ралом» Б. Лавренева на сцену впервые вышли участники и герои гражданской войны, выразители воли восставшего народа.

В сезоне 1927–1928 гг. при театре Октябрьской революции создается детский театр. Лучшими детскими спектаклями в этом сезоне были «Конек-Горбунок», «Огниво», «Дон-Кихот».

Так Новгородский театр просуществовал с некоторыми перерывами до 1934 года, а затем был реорганизован в Ленинградский областной Малый драматический театр.

В 1930-е годы Ленинградское областное управление по делам искусств имело в своем распоряжении 18 театров разных жанров. Когда встал вопрос о создании стационарных городских театральных площадок, для руководства театральной работой в Новгород был направлен молодой талантливый актер Н. Лебедев.

Июнь 1941 года застал театр на гастролях в Старой Руссе. Нападение фашистских захватчиков и временная оккупация города не прервали творческой деятельности театра. Но теперь это были творческие фронтовые бригады с отрывками и монологами из спектаклей для подразделений Ленинградского и Волховского фронтов.

После освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в городе возобновил работу стационарный театр. С 1 сентября 1944 года, он был преобразован в Новгородский областной театр в ведении областного управления по делам искусств, а с июня 1953 года — областного управления культуры.

В первый послевоенный театральный сезон художественным руководителем театра стал ленинградский режиссер В. В. Шимановский.В дальнейшем, в 1950-е – 1960-е годы репертуар театра формировался с учетом главных, волнующих проблем эпохи — проблем формирования и становления личности.

Для театрального искусства 1970-х годов характерно обращение к современной тематике, к проблемам действительности. На первое место выступают производственные темы, и еще более важным становится нравственная сторона человеческих отношений. Наряду со спектаклями «В списках не значился» Б. Васильева (1974 г.), «Протокол одного заседания» А. Гельмана (1976 г.), на сцене Новгородского театра появляется и карьерист Тарелкин — буржуазный делец совершенно иной эпохи, но созвучный современности в спектакле «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1979 г.). Репертуар театра всегда отличался разнообразием жанров. Это комедии и трагифарсы, мелодрамы и трагедии, фантасмагории («Пассаж в пассаже»), по произведениям Ф. М. Достоевского) и метаморфозы («Декамерон»). Большое внимание уделялось детским постановкам. Особым успехом у юных зрителей пользовались такие спектакли, как: «Спящая красавица» Ш. Перро (1983 г., реж. О. Михайлов), «Сказки Пушкина» (1989 г., реж. Е. Лучин), «Мери Поппинс» П. Треверса (реж. Ю. Зайцев) и многие другие.

В период 1986–1989 годов наибольшей популярностью пользовались комедии «Семейный уикэнд» Ж. Пуаре (1988 г., реж. О. Зарянкин). Было дано 98 представлений этого спектакля. Спектакль «Модели сезона» (1987 г., реж. Л. Попова) прошел 72 раза. Также с большим успехом проходили спектакли «Укрощение строптивой» и «Нельская башня» (1994 г., реж. А. Цодиков), «Яма» (1995 г., реж. В. Кондратьев). Давным-давно исчезли из земного бытия современники мольеровского Скалена, но образ Скапена жив и поныне. На новгородской сцене в 90-х годах XIX века талантливейший актер В. А. Кригер играл роль ловкого слуги в спектакле под названием «Проделки Скапена». Спустя 100 лет в Новгороде на сцене областного театра драмы исполняет роль Скапена замечательный актер Г. Алексеев в спектакле В. Ветрогонова «Плутни Скапена» (1996 г.).

Сегодня, как и много лет назад, в репертуаре театра Мольер и Гольдони («Ловкая служанка»), Островский («Бешеные деньги», «Красавец мужчина») и Достоевский («Снился мне сон…»), а также Брукнер («Рубиновое колье для мадам де Сталь») и Мопассан («Милый друг»), Шиллер («Разбойники») и Писемский («Русская забава»), по пьесе «Просвещенное время»). Большим успехом пользуются спектакли по пьесам современных зарубежных комедиографов К. Манье, Ф. Вебера, Н. Коуарда, а также русская современная драматургия — Н. Птушкина, В. Гуркин и другие.