19 апреля в театре имени Савина состоялась премьера спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день». «Осеннюю мелодраму с настоящим и прошлым» режиссер Борис Лагода поставил к юбилею заслуженной артистки России Галины Миковой, сыгравшей в спектакле главную роль.
«Валентинов день» Ивана Вырыпаева – «некое продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», а точнее, мелодрама с цитатами в направлении Примитивизма», как определил жанр своего произведения современный драматург. Пьеса Рощина о трудной любви двух очень молодых людей из разных социальных классов в свое время стала настоящим театральным хитом и ставилась по всему Советскому Союзу, в том числе и в Сыктывкаре. Роль Валентины стала одной из первых в репертуаре актрисы театра им. Савина Галины Миковой. Выбрав для бенефиса пьесу Вырыпаева, актриса, таким образом, подвела промежуточные итоги не только личного творческого пути, но и довольно большого отрезка из истории драмтеатра – от классического психологического театра к игровому театру и новой драме.
Пьеса Ивана Вырыпаева, несмотря на исключительную популярность и востребованность драматурга, впервые появилась на сцене театра им. В. Савина. Она написана уже почти 20 лет назад. «Валентинов день» Вырыпаева разбивает миф о чистоте и силе первой любви, созданный Рощиным. Влюбленные Валентин и Валентина расстались почти на том месте, где закончилась пьеса: Валентина уехала в Витебск, Валентин женился на соседке Катьке, через 15 лет они случайно встретились в метро, потом еще лет пять Валентин изменял Катьке с Валентиной, затем неожиданно умер в 40 лет в день рождения своей возлюбленной, а Валя и Катя после этого стали вместе жить и пить водку в его комнате.
Покадровое решение сцен, постоянная перемена места и времени действия, скачки из прошлого в настоящее и обратно, заданные драматургом, повлияли на режиссерское и художественное решение постановки. Борис Лагода ввел в спектакль действующее лицо, которого нет у автора, — рассказчик в исполнении Константина Карманова следит за тем, что происходит на сцене, комментирует и оценивает происходящее, озвучивает ремарки, дает ход действию и останавливает его. Сценография Эриха Вильсона, на этот раз отдавшего предпочтение эффектному минимализму – зритель видит только черную коробку сцены и несколько предметов мебели, выполненной из прозрачного материала, — показывает героев спектакля как бы зависшими в воздухе, в космосе, между безвозвратно ушедшим прошлым и будущим, которого у них не будет.
Любовный треугольник в пьесе Вырыпаева показан многогранно, но с одной постоянной – 60-летней Валентиной: это она сегодня встречает день рождения со спившейся проводницей Катькой, это она сегодня разговаривает с Валентином, каким он был 40 лет назад (актер Иван Николайченко), это она сегодня прощается с ним 20 лет назад (Владимир Рочев) в день его смерти-свой день рождения. Меняется и Катька, наивная влюбленная соседка (Людмила Попова), проводница поезда Москва-Владивосток (Светлана Малькова), «нищая спившаяся старуха» и единственный близкий человек Валентины (Татьяна Валяева).
Борис Лагода вводит в этот драматургический рисунок сложный образ Валентины – работу Галины Миковой дополняют Алена Доронина (Валентина в 20 лет) и Надежда Кожевина (Валентина в 35-40 лет). Ввод дополнительных персонажей помогает открыть глубину характера героини, ее ледяной контраст в сравнении с открытостью, теплотой и простотой Катьки. Одновременно короткие их появления ломают выстроенную до того логику спектакля: Валентина сегодня не просто вспоминает встречи с Валентином, не видит себя и его молодыми, она в них живет до сих пор; это она сейчас сидит на той скамейке и впервые объясняется в любви, это она сейчас пытается разлюбить женатого Валентина, это она сейчас видится с ним в последний раз. И неслучайно эти сцены производят наиболее сильное впечатление – именно тогда, когда Валентина из настоящего оказывается рядом с Валентином из прошлого, обнажается трагедия ее жизни, прошедшей в диалоге с давно умершим человеком.
Но трагедию в этом спектакле всегда сопровождает смех: драматург, а вместе с ним и режиссер, иронизируют – и подчас довольно жестоко – над своими персонажами. Авторская ирония читается на уровне сюжета, по которому две соперницы после смерти предмета спора живут вместе и, несмотря на ненависть друг к другу, становятся самыми близкими людьми.
Вообще, эмоциональные качели, на которых оказывается зритель «Валентинова дня», то сопереживающий сломанным судьбам, то смеющийся над их нелепостью, все сильнее раскачиваются к финалу – и плач Валентины, навсегда потерявшей единственную в жизни любовь, прерывает смех зала над Катькой, в скафандре отправившейся к богу.
Премьерная постановка подарила целую галерею хороших актерских работ, и все они узнаваемы в рамках амплуа каждого исполнителя. Галина Микова прожила в спектакле, кажется, не только всю жизнь Валентины – от 18 лет до самой смерти, но и что-то большее – такое впечатление складывается благодаря нескольким финалам и кольцевой композиции спектакля: романс Окуджавы «Дождик осенний» звучит в самом начале «Валентинова дня» и в конце, после последнего монолога Валентины, и создает возможность другого, нового восприятия и понимания постановки.