ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ
НА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. В. САВИНА

89 сезон

Трагедия Айседоры Дункан собрала полный зал в театре драмы имени Савина

aisedora11-1

В Сыктывкаре продолжается фестивальные показы в рамках II Северного фестиваля. Воскресный вечер завершился моноспектаклем по пьесе З. Сагалова. И если в котласском театре исповедь показывали зрителям, сидящим прямо на сцене, на стульях, в непосредственной близости к персонажу, сыктывкарские зрители смотрели «Айседору» традиционно, из зрительного зала. Благодаря этому постановку смогло посмотреть большее число зрителей, чем в прошлом сезоне в Котласе, где выделяли квоты на места.

В роли Айседоры выступила актриса Ольга Белых, которая не раз выступала на сыктывкарской сцене в ходе гастролей Котласского театра, а в мае этого года стала обладательницей гран-при III Республиканского конкурса актерской песни, посвященного памяти народного артиста России А.А. Трибельгорна.

По мнению авторов постановки, «Айседора» — это проникновенный спектакль-исповедь легендарной танцовщицы. Ее, одну из лучших танцовщиц XX века, называют «божественной босоножкой» (она танцевала босиком в греческом хитоне, что было настоящим потрясением для публики). Ею восхищались в Европе, Соединенных Штатах. Покорила она и Россию.

В целом, спектакль показал не столько творческие искания талантливой женщины, в большей степени речь шла о ее трагической судьбе. Она искала свою «синюю птицу счастья», и когда в последний момент поверила в нее, птица выпорхнула из рук — навсегда. История продолжительностью в полтора часа каждую минуту доказывала, что чем сильнее сопротивление настоящему, тем сильнее боль. Айседора прожила с этой болью всю свою жизнь, и лишь иногда ее царство озарялось лучом света. Этим лучом была любовь, которая заканчивалась трагично.

В монологе дива «выворачивалась наизнанку», делясь со зрителем самым сокровенным. Эмансипированная Айседора давала понять, что место женщины на кухне, предназначение — «карандаши подносить», потому что все ее старания на другом поприще сходили на нет. Такая интерпретация судьбы, во многом противоречащая духу современной женщины, была знакома не только слабому полу, но и мужчинам, пришедшим посмотреть спектакль. Айседора зачем-то боролась со своими мужчинами, со своей природой, когда два часа рожала ребенка, с властями, с обывателями, чтобы в одну секунду трагически погибнуть: ее алый шарф попал в колесо автомобиля и удушил танцовщицу.

Трагичный, оставляющий тяжелый осадок в душе спектакль, далекий от праздника, который обещал фестиваль, посетило много школьников. Минималистичные декорации не отвлекали зрителя от размышлений, что же выбрать: стать известным адвокатом, танцовщицей и сгореть алым пламенем или тлеть долгие годы угольком на кухне, спрятанной от суровых ветров реальности.

Спектакль не предложил каких-то открытий, но в очередной раз поднял гендерный вопрос. Над Айседорой не сжалился даже сам Бог. «Как…как так получилось?!» — взывала она к нему.

Сегодня жители и гости Сыктывкара смогут в очередной раз заглянуть в женскую душу на спектакле театра драмы республики Карелия «Творческая мастерская». Известный московский театральный режиссер Сергей Стеблюк, поставивший на сцене «ТМ» «Гранатовый браслет», взялся за необычную сценическую трактовку знаменитого романа Федора Достоевского «Идиот». В интерпретации московского драматурга Николая Климонтовича (инсценировавшего также и «Гранатовый браслет»), чья пьеса берется за основу спектакля, постановка называется «Настасья Филипповна». Именно Настасья Филипповна Барашкова — самый инфернальный персонаж великого полифонического романа — станет главным героем нового спектакля «Творческой мастерской».

Юлия Николаева

Подробнее: https://komiinform.ru/news/139067/
© ИА «Комиинформ»