Народная комедия "Свадьба с приданым"


24 и 25 апреля

94 сезон

Театровед Ольга Никифорова: «Театр – это не музей»

DSC01561

В рамках Северного культурного форума, прошедшего в Сыктывкаре с 21 по 23 марта, на площадке «Успешный менеджер культуры» состоялось выступление театроведа, драматурга, заместителя директора по творческой части театра «На Литейном» Ольги Никифоровой, которая рассказал о том, чем живет современный театр.

DSC01531

О современном театре

«Театр расширяет границы и выходит из своих привычных рамок. Эта тенденция началась не сегодня. Театр.doc прорвался в театральную сферу несколько лет назад, и  персонажами пьес стали люди с улицы, то есть театр стал сотрудничать с людьми и выводить их на сцену. Еще есть такое понятие «иммерсивный театр» — когда зритель не просто сидит в зале и слушает кем-то произнесенные тексты — он хочет участвовать в этом.

DSC01534

Популярны и востребованы различные образовательные программы, потому что в школе учат таким видам искусства, как музыка, рисование, и никто не обучает театру, тем знакам, которые закладывают в спектакль его создатели – актеры и режиссеры. Поэтому часто мы сталкиваемся с большим расхождением мнений театрального критика и публики, посмотревшей один и тот же спектакль, зритель просто не образован в этом направлении. И сейчас возникает много образовательных проектов и мастер-классов для людей, для школьных учителей, воспитателей, например, где их обучают обучать детей смотреть театр. Это очень важная составляющая, так как театр – одно из самых сложных и эмоционально воздействующих искусств, и для того, чтобы театр сам себя не упрощал, чтобы в репертуаре были не только комедии, необходимо готовить зрителя с детства».

DSC01548

О фестивалях

«Фестивальная жизнь очень важна, потому что за счет фестиваля мы можем показать зрителям, привыкшим к «своему» театру, совершенно другой, разный театр. Сейчас в стране театральный бум, возникает очень много интересного и  неожиданного, что можно представить и тем самым подготовить зрителя. Ни один театр не может без современных пьес, тот же МХАТ родился на пьесах Чехова, Горького и др., когда те были мхатовскими современниками. Театр – это не музей, он не может стоять на месте и заниматься тем, что создано давно и удобно.

DSC01564

Я много работала в провинции, и могу сказать, чем масштабнее проект, тем больше к нему внимания и больше поводов говорить о культурном событии. Если мы говорим о фестивалях, нужно делать большие, серьезные фестивали для всех, включающие разные направления – художественное, музыкальное и пр. Сегодня театр — это не только спектакли, это проекты, сопровождающиеся многими составляющими – выставками, лабораториями, мастер-классами. Главное – объем. Если мы просто привозим спектакль – это не фестиваль, имеет смысл вокруг этого делать программу».

О социальном театре

«История человечества – это история культуры или войн. И очень хочется войти в историю с культурой. От нас зависит, что мы показываем, о чем мы говорим со сцены. На нас лежит ответственность за то, что будет завтра

Одно из очень нужных направлений – это социальный театр. В 2015 году на культурном форуме в Петербурге показали спектакль «Антон тут рядом». Это проект, созданный с людьми-аутистами, который произвел большой резонанс. Премьера «Антон тут рядом» состоялась на сцене БДТ, и актеры старшего поколения были возмущены: это не театр, это должно уйти в другую сферу. Но опыт показал, что такие проекты нужны, на эти спектакли ходят все – не только инвалиды, — это очень важное и востребованное направление. Благодаря тому эмоциональному контакту, который возникает в театре, снимаются любые барьеры».

DSC01562