III Северный театральный фестиваль
"Современный театр - молодому зрителю. Традиции и новые практики"

27 сентября - 11 октября 2019 г.

90 сезон

Сказки для детей и взрослых: в Сыктывкаре продолжается Северный театральный фестиваль

guPc7LlMl90

III Северный театральный фестиваль, который проходит на сцене театра драмы им. В. Савина, в самом разгаре. Уже показано пять спектаклей конкурсной программы, но впереди еще много интересного: постановки гостей из северной столицы, Великого Новгорода, Архангельска, Мурманска, спектакли драмтеатра, выставки и мастер-классы для гостей фестиваля.

27 сентября открывала фестиваль постановка хозяев сцены – комедия А. Грибоедова «Горе от ума», которая с успехом у зрителей идет на сцене театра им. В. Савина уже четвертый сезон. На следующий день труппа Котласского драматического театра показала спектакль «Недоросль» по Фонвизину. Постановка классицистической комедии XVIII века была адаптирована режиссером Натальей Шибаловой под школьную аудиторию и приобрела сказочный флёр. В спектакле практически не звучит антикрепостническая проблематика. Конфликт несколько смягчен и художественно-сценографическим решением – события «Недоросля» происходят на детской площадке, поэтому сами персонажи, одетые в современные костюмы, часть из которых стилизована под эпоху Фонвизина, ассоциируются с неразумными озорными детьми.недоросль1

Воркутинский драматический театр им. Б.А. Мордвинова для фестивальной программы выбрал музыкальный спектакль «Буратино» по сказочной повести А. Толстого. Особенностью постановки стал живой оркестр воркутинского филиала колледжа искусств Республики Коми, разместившийся на одной сцене с артистами. Вчера стало известно, что постановка стала лучшей в номинации «Спектакль для детей и юношества» IX Республиканского театрального конкурса им. Степана Ермолина.

воркута4

Вологодский драматический театр для детей и молодежи привез на Северный фестиваль мелодраму «Сотворившая чудо» по одноименной пьесе Ульяма Гибсона. История воспитания слепоглухонемой девочки в трактовке режиссера Бориса Гранатова стала мюзиклом о безграничных возможностях педагогики. Несмотря на «облегченное» спектаклем настроение пьесы, зрители были тронуты тем, как представлена трудная социализация беспомощного и капризного ребенка. Большое впечатление произвели всесторонне подготовленные актеры вологодского ТЮЗа, которые пели, играли на музыкальных инструментах и били степ.

сотворившая чудо

Вчера, 2 октября, Национальный театр Карелии показал на малой сцене драмтеатра спектакль «Машина едет к морю» по пьесе Александра Бьёрклунда. Режиссерское определение жанра – мечта в одном действии – как будто противоречит тому, что происходит на сцене: старый слепой дед в грязной, рваной одежде говорит, как со стеной, с внуком-аутистом Виктором. О двух беспомощных больных людях заботится, как умеет, их сосед – дворник Борис. Из монолога деда зрители узнают, что участь Бориса чуть более завидна участи его подопечных – он одинок, беден и не видит для себя возможности другой жизни. «Низкие потолки и тесные комнаты ум и душу теснят», — писал классик. Пьеса Бьёрклунда и спектакль Овчинникова опровергает это суждение. Дед, Борис и Виктор мечтают о невероятном и высоком – поехать на машине к морю.

машина едет к морю1

«Машина едет к морю» начинается с пластического этюда: три актера танцуют под музыку Баха, каждый из них прекрасен в своем танце. Этот танец в начале – как мечта, как освобожденная от несовершенной телесной оболочки, болезней, старости и нищеты душа каждого человека, даже этого неопрятного, выживающего из ума старика, безнадежного ребенка или бомжа. Заканчивается спектакль сценой, где эти трое стоят на берегу моря, счастливые, щурятся от солнечных лучей. Такой финал дарит нам режиссер — не автор пьесы, да им мы сами понимаем, что все это не по-настоящему, что это сцена о том, как все произошло в воображении героев, что эта сцена – подарок зрителям, которые не могли остаться равнодушными к судьбам персонажей, в которых все так больно узнаваемо.

Глубокие актерские работы Глеба Германова (старик), Дмитрия Иванова (Борис), Андрея Шошкина (Виктор), музыкальное решение, в основе которого Бах и контраст его музыки с происходящим на сцене, простые маленькие детали, из которых складывается целое – горшок с землей, превратившейся в морской песок, вентилятор, дующий ветром с моря, банка с голубой водой, которую выливает на себя Виктор – как будто ныряет в море, — сделали спектакль настоящим открытием Северного фестиваля.

Очевидно, что постановка произвела впечатление и на жюри. Награждая ее участников дипломом, председатель жюри Павел Подкладов отметил, что фестиваль должен быть благодарен Национальному театру Карелии за удивительный спектакль.

Сегодня в программе III Северного театрального фестиваля еще один гость из Петрозаводска. Независимое театральное объединение представит моноспектакль «Концерт для фортепиано с актрисой» по пьесе Николая Коляды «Родимое пятно».