III Северный театральный фестиваль
"Современный театр - молодому зрителю. Традиции и новые практики"

27 сентября - 11 октября 2019 г.

89 сезон

Режиссер театра кукол Николай Наумов: «Царь – это драматический актер, а мы «еще немножко шьем»

3

20 марта, накануне Международного кукольника, декан факультета театра кукол Российского института искусств, профессор Николай Наумов побывал в театре драмы им. В. Савина.

1

Визит именитого гостя стал возможным благодаря новому развивающемуся в драматическом театре направлению, которым занимается актриса Юлия Экрот. Она уже поставила цикл кукольных спектаклей для самых маленьких «Долина фей», в прошлом году состоялась премьера первой большой работы – спектакля «Черная курица» по мотивам повести А. Погорельского, который актриса поставила вместе с художником Анной Репиной. Сейчас Юлия Экрот учится в РГИСИ на режиссера театра кукол, Анна Репина летом прошлого года там же получила диплом по специальности «художник театра кукол».

Так как в театре им. В. Савина нет актеров-кукловодов, в «Черной курице», в основном, играют студенты республиканского колледжа культуры, сейчас получающие эту профессию.

После того, как мастер посмотрел постановку «Черная курица», в малом зале театра им. Савина состоялась встреча-беседа режиссера с актерами и студентами. В начале разговора Николай Наумов отметил художественное решение, которое легло в основу спектакля – все события повести будто бы происходят во сне главного героя, мальчика Алеши.

6

— Мне показалось правильным, что вы пошли по этой линии. Эта форма позволяет принимать все, как сказку. Кроме того, Алеша все время находится снаружи пространства декораций, в то время как другие герои действуют внутри – это хорошая находка для развития темы одиночества, в котором находится мальчик. Спектакль поставлен без помпы, в нем нет трагедии, министр подземного королевства в финале не заковывается в кандалы, как это было у автора, — заметил Николай Наумов. – В спектакле заняты студенты, в этом есть и свои плюсы: студенческие работы, как правило, более живые, у профессионалов чувствуется техника, а здесь идет живой поиск. Даже сам Алеша – вероятно, в силу неопытности актрисы – выглядит очень маленьким, неуверенным, но это здесь уместно.

4

Принимавшая участие во встрече педагог колледжа культуры, театральный критик Вера Морозова задала вопрос режиссеру о том, какими качествами должен обладать абитуриент, поступающий на кукольника.

— Прежде всего, это ощущение, чувство куклы. На прослушиваниях и экзаменах я даю студентам куклу – планшетную, тростевую, — и смотрю, что они с ней делают. Важен именно этот момент контакта, то, как студент разговаривает с куклой. Бывает, прошу прочитать стихи, сначала – от себя, потом – от куклы. Попробуй, почитай есенинского «Черного человека», например, Артемоном.

7

Николай Наумов рассказал, что основал кафедру театра кукол, из которой затем вырос целый факультет, Михаил Королев. Именно он первым понял, что для театра кукол недостаточно просто актерского мастерства.

— Есть актеры, но нет владения куклой. К нам часто приходят студенты, которые не поступили на актеров драматического театра, как мы их называем, «с той стороны». Чтобы им было понятнее, где они оказались, я рассказываю старый еврейский анекдот. Жил очень бедный портной Мойша. Ему говорят: «Ты помечтай, как бы ты хорошо жил, если бы был царем». Мойша подумал и ответил: «Я бы жил лучше, чем царь» — «А как?» — «А я б еще немножко шил». Так вот, царь – это драматический актер, а мы «еще немножко шьем».

По словам Николая Наумова, актеры театра кукол, выпускники факультета РГИСИ, могут делать все.

— Они и в кино снимаются, и в драме работают, и руководят драматическими театрами. В Санкт-Петербурге один из ведущих театров – «Мастерская» под руководством Григория Козлова, а он наш выпускник.

Несмотря на универсальность актеров-кукольников, мастер довольно скептически относится к появлению так называемого живого плана в кукольном театре – то есть таких спектаклей, где актеры играют наравне с куклами.

— Я думаю, часто это происходит от какого-то комплекса неполноценности актеров, они все хотят играть и блистать. А нужен ли живой план — это самый главный вопрос. Куклы на сцене – это персонажи, тогда актеры – это кто? Раньше театр кукол называли третьим жанром, потом стали называть термином «тотальный театр», то есть театр, в котором есть все, сейчас – фигуративный. Я в шутку спрашиваю: от слова «фигура» или «фига»? У Михаила Королева в работе «Искусство театра кукол» есть четкое разделение: «театр кукол», «театр предмета», «театр рук» и т.д.  Но это не значит, что все вместе нельзя использовать. Можно. Но нужно четко понимать, что использовать и для чего.

В ходе беседы директор театра им. Савина Михаил Матвеев отметил, что кукольное направление для драмтеатра – сродни авантюре.

8

— Но, если у нас есть возможность развивать еще одно творческое направление, мы за это боремся, беремся и стараемся делать на профессиональном уровне. Мы начинали с малых форм, теперь есть полноценный спектакль «Черная курица», то есть потихоньку встаем на ноги. Не исключено, что в будущем в Сыктывкаре появится свой театр кукол. А нам все необходимо доказывать делом, — считает Михаил Матвеев.

В ответ на слова директора Николай Наумов заметил, что кукольный театр – это первый театр, в который приходит человек.

— В 1990-ые годы я давал мастер-класс в Иркутске. Там какая-то женщина мне рассказала такую вещь: в одной деревне есть театр кукол, и в день показа спектакля на улицах деревни нет пьяных. Рассказывали про случай в чехословацком еврейском гетто. Узники попросили сыграть для своих детей кукольное представление. Удивительно, но им разрешили, только главный герой должен был носить арестантскую робу с нашивкой, определяющей особо опасного преступника. На те 30 минут представления дети забыли, что завтра окажутся в газовой камере. Вот что делает театр кукол.

9