ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ
НА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. В. САВИНА

89 сезон

Про уродов и людей: премьера спектакля «Зверь» в театре им. В. Савина

IMG_3025

20 апреля в театре им. В. Савина состоялась премьера спектакля «Зверь» по пьесе, написанной в 80-ые годы прошлого века драматургами Михаилом Гиндиным и Владимиром Синакевичем. Постановка стала вторым спектаклем в рамках открывшегося осенью направления «Театр юного зрителя».

Про уродов и людей: премьера спектакля «Зверь» в театре им. В. Савина

Фото Марии Шумейко

Постапокалиптическую историю поставил актер Денис Рассыхаев, в этом году заканчивающий режиссерское отделение театрального института им. Б. Щукина. О близости материала режиссеру говорит то, что нынешняя премьера – это уже вторая версия «Зверя» в постановке Дениса Рассыхаева. Три года назад спектакль игрался на малой сцене театра им. В. Савина как дипломная работа студентов актерского отделения республиканского колледжа искусств. Любовная линия стала тогда ведущей, сегодня она звучит на фоне более масштабной проблематики.

Пьеса, написанная несколько десятилетий назад, именно сейчас показалась режиссеру актуальной, как никогда. То ли страшная техногенная катастрофа, то ли очередная мировая война, а, может быть, то и другое вместе практически уничтожили человечество. Те, кому удалось выжить, оказались отброшены в начало эволюционной цепи: как первобытные люди, главные герои пьесы Отец, Мать и Дочь собирают коренья, спят, где придется, живут, следуя зову основных инстинктов.

IMG_2974.jpg

Перемены происходят с появлением Зверя – существа, говорящего на непонятном языке и покрытого шерстью, в отличие от абсолютно безволосых «людей». Внешние отличия заставляют их воспринимать Зверя с опаской, ожиданием подвоха, поступки его – спасение семьи от гибели, забота, добывание для всех пропитания – ничего не меняют.

IMG_3007.jpg

Зато нравственный урод (но лысый, как и они!), которого сразу же нарекают Другом, вызывает восторг родителей, его потребительское отношение к ним и дочери мало смущает. Ярлыки, повешенные людьми на все вокруг, не только застилают глаза, искажая восприятие мира и ближнего, но и буквально ведут к гибели: Друг, принятый в семью, по своей недалекости взрывает одну из кульгар (так Зверь называет разбросанные по земле неразорвавшиеся снаряды) – и всем приходит конец.

IMG_2987.jpg

Постановочная группа «Зверя» по-своему представила на сцене театра им. В. Савина «другой театр». Режиссер Денис Рассыхаев и художник Эрих Вильсон проявили смелость, сделав из актеров некрасивых, неуклюжих, смешных, а иногда просто отвратительных лысых существ.

IMG_2982.jpg

В свою очередь, артисты приняли правила игры и с удовольствием окунулись в первобытную стихию. Светлана Малькова (Мать), Константин Карманов (Отец), Кристина Чернева (Дочь), Дмитрий Максименко (Зверь) и Владимир Калегаев (Друг), занятые в премьерном составе, принесли внешнюю красоту в жертву правдивости образов.

IMG_2978.jpg

Вообще, некоторые спорные с точки зрения эстетики моменты спектакля (например, изобилие натурализма), кроме прочего, вероятно, решают одну важную задачу: современное искусство, в том числе театр, – это не «башня из слоновой кости», так или иначе оно связано с действительностью, отрицает ее или отражает, а отражение далеко не всегда приглядно. Но это не значит, что ему нет места на сцене.

IMG_3018.jpg

Сценография спектакля лаконична и не отвлекает внимания зрителей от актеров: на сцене несколько ржавых бункеров, иногда появляется наполовину вогнанный в землю хвост от ядерной боеголовки – вот и все, что оставил после себя homo sapiens.

IMG_2995.jpg

Музыкальное решение и хореографические вкрапления (балетмейстер – Ангелина Комлева) придают происходящему на сцене символическое звучание: например, «Летчик» Би-2, сопровождающий эпизод инициации Дочери, переводит действие на новый смысловой уровень, на котором проблемы героини – одинокого подростка, ищущего любви, — из индивидуальных становятся общезначимыми.

IMG_2951.jpg

Ориентированная прежде всего на молодежь, постановка «Зверь» дает материал к размышлению над многими вопросами, которые сегодня должен разрешить для себя каждый человек, чтобы общий финал не оказался таким же печальным, как финал спектакля.

IMG_2992.jpg

https://www.bnkomi.ru/data/news/77766/