15 и 16 ноября театр драмы им. В. Савина покажет первую премьеру 90-го театрального сезона – спектакль «Питирим Сорокин» по пьесе Игоря Бобракова и Николая Зюзева «Пути и перепутья Питирима Сорокина». Постановка режиссера Бориса Лагоды приурочена к 130-летию выдающегося ученого. На пресс-конференции накануне премьеры создатели спектакля рассказали о непростой работе в документальном жанре вербатим.
Директор театра им. В. Савина Михаил Матвеев отметил, что спектакль-посвящение Сорокину по пьесе Виктора Кушманова уже ставился в середине 90-х годов. Сегодняшняя постановка представляет более «взвешенный» взгляд на личность социолога и его роль в мировой истории.
Один из авторов пьесы «Пути и перепутья Питирима Сорокина» журналист Игорь Бобраков рассказал, как пришлось переписывать литературный материал, чтобы спектакль получился.
— Сначала я хотел рассказать о Питириме Сорокине все, в итоге пьеса вышла информативно насыщенной, но тяжеловесной. Когда ее прочитал режиссер, он в деликатной форме, но жестко по сути и справедливо ее раскритиковал. После этого я понял, что должен остановиться на одном центральном событии в жизни Сорокина – этим событием было его отречение от идей революции, — пояснил Игорь Бобраков. – Питирим Сорокин всегда был идеалистом, хотел переделать мир. Он быстро понял, что революция основывается на ненависти, а ненависть порождает ненависть, тогда как любовь порождает любовь.
По мнению Игоря Бобракова, Питирим Сорокин – личность, которая могла бы стать брендом Сыктывкара.
— Он внес выдающийся вклад в науку и политику, это пример self-made man, человека, который из низов поднялся до самого верха. Такой фигуры у нас больше нет, все остальные – Савин, Куратов и др. – имеют большое региональное значение, — отметил журналист.
Режиссер Борис Лагода обратил внимание на то, что его задача была достаточно трудной. Документальный жанр вербатима, в котором поставлен «Питирим Сорокин», обусловлен, прежде всего материалом.
— Это как сравнить любую книгу из серии «Жизнь замечательных людей» и, например, драматургию Чехова. Поэтому наш спектакль не может преследовать коммерческую цель – он будет интересен с позиции познания истории, личности самого Питирима Сорокина, — рассказал Борис Лагода. – В максимально сжатом формате, серией зарисовок, мы показали путь социолога: с чего он начинал, как оказался в кинешемской тюрьме, как встретился с женой, как проходили собрания в квартире у Каллистрата Жакова, как бывшие революционеры стали стрелять друг в друга и к чему это привело. При этом, конечно, мы – постановочная группа – даем свое представление о той эпохе, спектакль представляет наш взгляд на нее.
Художник спектакля Эрих Вильсон подчеркнул, что главным для него было соблюсти лаконичность оформления – «чтобы сценография не мешала». При достаточно условной сценографии костюмы сшиты в духе эпохи, некоторые герои спектакля даже имеют портретное сходство с историческими прототипами.
Самого Питирима Сорокина в спектакле сыграет Владимир Рочев, у которого уже есть опыт работы в так называемых байопиках – несколько лет назад он исполнил роль Виктора Савина в биографическом спектакле «Хроники Савина».
— В случае с Питиримом Сорокиным я не совсем понимал, как работать – его никто до меня не играл, видеохроник с его участием сохранилось немного. И я решил, что, прежде всего, мы делаем спектакль о человеке, который хотел перевернуть мир, хотел общего блага и бескорыстной любви. Читая его биографию, поражаюсь, насколько упорным он был, его стремлению к познанию. И в спектакле мы хотим показать его именно таким, — рассказал Владимир Рочев.
Над хореографической частью постановки работала балетмейстер Нелли Дашевская, приглашенная режиссером из Саратова.
Спектакль поставлен в рамках реализации гранта Главы Республики Коми.