Осенью Академический театр драмы им. В. Савина откроет 91-й театральный сезон спектаклем «Гроза» по одноименной пьесе Александра Островского. О готовящейся премьере мы решили узнать у директора драмтеатра Михаила Матвеева.
В 2020 году драмтеатр выиграл грант Главы Республики Коми в сфере культуры и искусства на постановку известной пьесы Александра Островского «Гроза» — почему выбор пал именно на классическое произведение?
В первую очередь, здесь нужно говорить о репертуаре академического театра. Он формируется таким образом, что классические произведения присутствуют в обязательном порядке. И если вы являетесь частым гостем нашего театра, то можете заметить, что практически каждый год у нас появляется новая постановка по произведениям русских и зарубежных авторов.
Премьерный спектакль ставится не только к открытию сезона, но и к юбилею театра. Накладывают ли эти обстоятельства дополнительную ответственность на Вас как директора?
Надо признать, любая новая постановка – это ответственное дело. В данном случае это можно назвать даже двойным юбилеем: в этом году нашему театру исполняется 90 лет, а в следующем – мы все будем отмечать 100-летие нашей республики. Но постановка «Гроза» – это сама по себе большая ответственность. Ведь каждый раз, когда в репертуар попадает известный классический автор, чьи произведения ставили не раз, нужно не устареть, не повториться и не переборщить с авангардистскими решениями. Очень надеюсь, что нам удастся подготовить качественную работу, соответствующую статусу академического театра.
Для постановки спектакля был приглашен художественный руководитель Пермского театра «У Моста» Сергей Федотов. Почему театр остановил свой выбор именно на нем?
Во-первых, Сергей Павлович Федотов – один из самых авторитетных и признанных режиссёров в нашей стране. А во-вторых, я много раз видел его постановки. Несколько лет назад мы участвовали в Международном театральном фестивале «Мелиховская весна», где театр «У Моста» был почетным гостем. Тогда они представили спектакль «Васса Железнова» по пьесе Горького, а наш фестивальный спектакль «Чайка» Чехова получил очень хорошие отзывы. И вот так в праздничной атмосфере мы ближе познакомились с Сергеем Федотовым, обсудили возможность постановки. Позже театр «У Моста» пригласил нас на свой театральный фестиваль Мартина Макдонаха – вот тут и началась настоящая дружба двух театров. Когда стали думать, кого пригласить на такую серьезную классическую постановку и кто бы мог сохранить и передать дух Островского, мы с коллегами единогласно решили, что это будет Сергей Павлович.
Как продвигается работа над спектаклем?
На данный момент мы не можем проводить полноценные репетиции в связи с пандемией. Поэтому большое внимание мы решили уделить работе в цехах: подготовке декораций, костюмов, звукового и светового оформления спектакля, отбору актеров на роли. Я надеюсь, что в ближайшее время вновь начнутся полноценные репетиции, и мы узнаем, кто и в каком образе будет радовать нас своей игрой. И верю, что театр в скором времени заживет своей прежней насыщенной жизнью.
Знаете ли Вы, по какому признаку режиссер отбирает актеров на роль?
Я бы не стал говорить за режиссера, но думаю, актер должен соответствовать роли по внешним данным, речи, по умению создать с партнерами единую атмосферу. Вообще, отбор актеров на роли – это очень кропотливая работа. Ведь важно не только, чтобы актер подходил для роли внешне, но чтобы он мог полностью передать внутреннее состояние персонажа и его духовную связь с другими героями пьесы.
Известны ли уже исполнители главных ролей? Если да, то можете ли назвать имена актеров и их персонажей?
Исполнители главных ролей пока что не известны. Сергей Федотов отличается тем, что не боится лишней работы. Не боится просеивать огромное количество «породы», чтобы найти людей, которые ему нужны. На данный момент на одну роль пробуются от 2 до 5 актеров. Так что мы все в предвкушении.
Какую роль Вы бы сами хотели сыграть на сцене?
Очень интересный и неожиданный вопрос для директора. Десять лет назад режиссеры мне предлагали выходить на сцену и играть разные роли. Но, на мой взгляд, сценой нужно заниматься профессионально и вкладывать в актерское искусство много времени и сил. А я как директор театра таковыми не располагаю. Мне также важно профессионально организовывать весь творческий процесс и управлять им.
В России и за рубежом существует множество разных вариаций постановки пьесы «Гроза» – в чем режиссер отразит особенность прочтения пьесы в вариации драмтеатра?
Никто не знает, что в голове у режиссера, творчество – это всегда тайна. Спектакль – это совместная работа всей команды. Это единение режиссера, артиста, художника и других театральных специалистов. Мне очень интересен весь этот процесс. Но самое удивительное состоит в том, что результат всегда непредсказуем, даже если мы тысячу раз читали пьесу и смотрели спектакли и фильмы, мы все равно будем чем-то удивлены, увидим новые краски и образы.
Хотелось бы узнать, что же ждать зрителю: эффектные декорации или все же глубокую философскую игру актеров?
Я знаю одно: это будет очень точное сценографическое решение именно в соответствии с духом Островского. И, конечно же, это будет настоящий психологический театр и глубокое погружение актеров в образ.
Говорят, что каждая постановка живет по-разному. Это правда?
Да, это правда. У каждого спектакля своя судьба, свой период жизни. Спектакль всегда идет по-разному, ведь это то, что рождается в ходе живого общения артиста со зрителем. Именно зрительская энергия дает возможность реализовать то, что придумано режиссером, а актерам — творить на сцене настоящее чудо.
А. Павлова
Министерство культуры, туризма и архивного дела РК