К юбилею Галины Миковой в Сыктывкаре ставят «Валентинов день»
Академический театр драмы им. Виктора Савина готовится к очередной премьере. 19 и 20 апреля пройдут показы новой постановки по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Жанр постановки определен как «Осенняя мелодрама с настоящим и прошлым». Спектакль ставит режиссер Борис Лагода к юбилею заслуженной артистки России, народной артистки Республики Коми Галины Миковой. Пьесу к постановке выбрала сама юбиляр.
Пьеса «Валентинов день» – своеобразное продолжение, сиквел известной пьесы «Валентин и Валентина» Михаила Рощина. Написанная в 1971 году, она много ставилась в разных театрах СССР, а в 1985 году режиссер Георгий Натансон снял по ней одноименный фильм. Выбор нынешней пьесы совершенно не случаен. Это удачное сочетание традиций и новизны. Пьеса Рощина уже стала своего рода классикой, а Вырыпаев – наш современник.
О новой работе Борис Лагода говорит так:
– Этот спектакль будет интересен зрителям, прежде всего, тем, что драматургически он очень крепко и интересно скроен. По иронии автора по отношению к своим персонажам он напоминает юмор и скепсис Антона Павловича Чехова. Тут хороший, острый, современный, клиповый язык и много юмора, смеха, постоянные эмоциональные качели, поскольку от печали до радости, от великого до смешного – один шаг. Интересна и структура спектакля, где каждый эпизод – словно отдельная маленькая пьеса. Такая драматургия предполагает удержание внимания зала, и мы постараемся не отпускать зрительское внимание ни на секунду.
Спектакль – о любви, с которой все начинается и все заканчивается. О том, как могла бы сложиться жизнь героев, да не сложилась. По сути это трагикомедия, в ней есть моменты, когда по эмоциональному накалу она поднимается до шекспировских трагедий. Но мы решили ввести ностальгическую ноту от главной героини и назвать спектакль осенней мелодрамой, а поскольку у героев нет будущего – мелодрамой с настоящим и прошлым. Это пьеса-воспоминание перед лицом неизбежного.
Всегда хочется ставить то, что тебя греет. И это как раз тот материал, который запал в душу и сердце исполнительнице главной роли и всем актерам, режиссеру, художнику, балетмейстеру. Этот материал нравится, цепляет и трогает всех нас, создателей спектакля. А когда случается такое счастье творчества, спектакль получается интересным и для зрителя.
К тому же, одной из самых первых ролей Галины Миковой стала Валентина в той самой культовой пьесе Рощина, поставленной много лет назад в нашем драмтеатре режиссером Михаилом Цоглиным. К слову сказать, пьеса тогда толькотолько вышла, за ее постановку взялись сразу несколько театров страны. Благодаря тогдашнему завлиту нашего театра Николаю Турубанову, дружившему со всеми машинистками, печатавшими пьесы, материал появился тут даже раньше, чем в столичном «Современнике». И премьера в Сыктывкаре была назначена тоже раньше, чем там. Такого допустить, конечно, никто не мог, поэтому дату сыктывкарской премьеры пришлось передвинуть на три дня – после того, как новую пьесу покажут в Москве.
Выбирая материал к своему юбилею, Галина Микова перебрала несколько пьес. А потом режиссер Юрий Нестеров предложил посмотреть «Валентинов день». И юбиляру стало интересно снова вернуться к своей первой и трепетно любимой героине Валентине.
– Тот спектакль, поставленный в 1971 году, шел на нашей сцене довольно долго. И даже когда он был снят с репертуара, мне еще много лет снились сцены из него. Он ассоциируется у меня с нашей национальной студией ГИТИСа, из которой в Сыктывкар приехали 16 человек, а ныне из них на сцене осталась только я. «Валентин и Валентина» для меня был и остается одним из самых знаковых спектаклей за все годы на сцене. Поэтому к юбилею я выбрала его продолжение», – поведала нам Галина Аркадьевна перед премьерой.
Зрители многочисленных спектаклей и фильма по пьесе Рощина помнят финал той истории: Валентин и Валентина, несмотря на препятствия, сохраняют свою любовь и остаются вместе. Тем неожиданнее будет продолжение истории, написанное Вырыпаевым. По его версии, юные влюбленные всетаки расстались. Хотя столь сильная любовь не могла оборваться так просто, и спустя 15 лет она получила продолжение…
Пьеса Вырыпаева написана в 2001 году. Драматург смоделировал ситуацию, когда герои пьесы показаны через 42 года после событий, происходивших с ними в пьесе «Валентин и Валентина», когда им было по 18 лет. Причем одного из них – Валентина – уже нет в живых. Из того любовного треугольника остались только Валентина и Катя. Как они жили и живут, что стало с их возлюбленным и что станет с ними, когдато счастливыми, а теперь беспросветно несчастными женщинами – все это узнает зритель.
Спектакль, несомненно, вызовет интерес у зрителя как старшего, так и молодого поколения. При этом ему необязательно будет знать начало истории, содержание пьесы Рощина и снятого по ней фильма. Ключевые моменты из жизни юных Валентина и Валентины в нынешней пьесе процитированы.
В сыктывкарской постановке сразу по три Валентины и Кати, два Валентина. Причем, у Вырыпаева нет Валентины юной и средних лет, этих героинь ввел режиссер спектакля Борис Лагода. Так же, как и Рассказчика: «В пьесе прекрасны не только диалоги персонажей, но и авторские ремарки. Они настолько сочные, что имеют право быть в спектакле как прямая речь в контексте произведения. И я отдал их еще одному действующему лицу – Рассказчику. По сути, его текст – текст от Автора», – приоткрыл секрет Борис Лагода.
Г. Микова и В. Градов в спектакле «Валентин и Валентина». 1970-е годы.
Трех Валентин разного возраста в спектакле играют, соответственно, актрисы Елена Доронина, Надежда Кожевина и Галина Микова. Катю – Людмила Попова, Светлана Малькова и Татьяна Валяева. Юного Валентина играет Иван Николайченко, а 40летнего – Владимир Рочев. Рассказчик – Константин Карманов. Есть и еще действующие лица, причем в достаточно необычном исполнении. Но пусть это останется одной из интриг спектакля.
Художникпостановщик спектакля – Эрих Вильсон, балетмейстерпостановщик – Нелли Дашевская из Саратова. Этим же составом, вместе с Борисом Лагодой, осуществлены недавние постановки театра «Небесный тихоход» и «Свободная пара», сразу же получившие большой успех у зрителей. Музыкальное оформление – режиссерское, в спектакле много хорошей советской музыки разных лет, хватает танцев и просто пластики. Пространство сцены максимально открыто, декораций минимум, а немногие предметы интерьера, что есть на сцене – полностью прозрачные, как символ эфемерности и хрупкости бытия героев, всего происходящего в их жизни…
Ирина САМАР
Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА и из личного архива Г. А. Миковой