Александр Островский "Волки и овцы"

30 ноября и 1 декабря

95 сезон

Мелодрама с настоящим и прошлым

микова в голубом

К юбилею Галины Миковой в Сыктывкаре ставят «Валентинов день»

Академический театр драмы им. Виктора Савина готовится к очередной премьере. 19 и 20 апреля пройдут показы новой постановки по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Жанр постановки определен как «Осенняя мелодрама с настоящим и прошлым». Спектакль ставит режиссер Борис Лагода к юбилею заслуженной артистки России, народной артистки Республики Коми Галины Миковой. Пьесу к постановке выбрала сама юбиляр.

Пьеса «Валентинов день» – своеобразное продолжение, сиквел известной пьесы «Валентин и Валентина» Михаила Рощина. Написанная в 1971 году, она много ставилась в разных театрах СССР, а в 1985 году режиссер Георгий Натансон снял по ней одноименный фильм. Выбор нынешней пьесы совершенно не случаен. Это удачное сочетание традиций и новизны. Пьеса Рощина уже стала своего рода классикой, а Вырыпаев – наш современник.

лагода

О новой работе Борис Лагода говорит так:

– Этот спектакль будет интересен зрителям, прежде всего, тем, что драматургически он очень крепко и интересно скроен. По иронии автора по отношению к своим персонажам он напоминает юмор и скепсис Антона Павловича Чехова. Тут хороший, острый, современный, клиповый язык и много юмора, смеха, постоянные эмоциональные качели, поскольку от печали до радости, от великого до смешного – один шаг. Интересна и структура спектакля, где каждый эпизод – словно отдельная маленькая пьеса. Такая драматургия предполагает удержание внимания зала, и мы постараемся не отпускать зрительское внимание ни на секунду.
Спектакль – о любви, с которой все начинается и все заканчивается. О том, как могла бы сложиться жизнь героев, да не сложилась. По сути это трагикомедия, в ней есть моменты, когда по эмоциональному накалу она поднимается до шекспировских трагедий. Но мы решили ввести ностальгическую ноту от главной героини и назвать спектакль осенней мелодрамой, а поскольку у героев нет будущего – мелодрамой с настоящим и прошлым. Это пьеса-воспоминание перед лицом неизбежного.
Всегда хочется ставить то, что тебя греет. И это как раз тот материал, который запал в душу и сердце исполнительнице главной роли и всем актерам, режиссеру, художнику, балетмейстеру. Этот материал нравится, цепляет и трогает всех нас, создателей спектакля. А когда случается такое счастье творчества, спектакль получается интересным и для зрителя.

валяева

К тому же, одной из самых первых ролей Галины Миковой стала Валентина в той самой культовой пьесе Рощина, поставленной много лет назад в нашем драмтеатре режиссером Михаилом Цоглиным. К слову сказать, пьеса тогда только­только вышла, за ее постановку взялись сразу несколько театров страны. Благодаря тогдашнему завлиту нашего театра Николаю Турубанову, дружившему со всеми машинистками, печатавшими пьесы, материал появился тут даже раньше, чем в столичном «Современнике». И премьера в Сыктывкаре была назначена тоже раньше, чем там. Такого допустить, конечно, никто не мог, поэтому дату сыктывкарской премьеры пришлось передвинуть на три дня – после того, как новую пьесу покажут в Москве.

Выбирая материал к своему юбилею, Галина Микова перебрала несколько пьес. А потом режиссер Юрий Нестеров предложил посмотреть «Валентинов день». И юбиляру стало интересно снова вернуться к своей первой и трепетно любимой героине Валентине.

все

– Тот спектакль, поставленный в 1971 году, шел на нашей сцене довольно долго. И даже когда он был снят с репертуара, мне еще много лет снились сцены из него. Он ассоциируется у меня с нашей национальной студией ГИТИСа, из которой в Сыктывкар приехали 16 человек, а ныне из них на сцене осталась только я. «Валентин и Валентина» для меня был и остается одним из самых знаковых спектаклей за все годы на сцене. Поэтому к юбилею я выбрала его продолжение», – поведала нам Галина Аркадьевна перед премьерой.

клоуны

Зрители многочисленных спектаклей и фильма по пьесе Рощина помнят финал той истории: Валентин и Валентина, несмотря на препятствия, сохраняют свою любовь и остаются вместе. Тем неожиданнее будет продолжение истории, написанное Вырыпаевым. По его версии, юные влюбленные все­таки расстались. Хотя столь сильная любовь не могла оборваться так просто, и спустя 15 лет она получила продолжение…

Пьеса Вырыпаева написана в 2001 году. Драматург смоделировал ситуацию, когда герои пьесы показаны через 42 года после событий, происходивших с ними в пьесе «Валентин и Валентина», когда им было по 18 лет. Причем одного из них – Валентина – уже нет в живых. Из того любовного треугольника остались только Валентина и Катя. Как они жили и живут, что стало с их возлюбленным и что станет с ними, когда­то счастливыми, а теперь беспросветно несчастными женщинами – все это узнает зритель.

Спектакль, несомненно, вызовет интерес у зрителя как старшего, так и молодого поколения. При этом ему необязательно будет знать начало истории, содержание пьесы Рощина и снятого по ней фильма. Ключевые моменты из жизни юных Валентина и Валентины в нынешней пьесе процитированы.

В сыктывкарской постановке сразу по три Валентины и Кати, два Валентина. Причем, у Вырыпаева нет Валентины юной и средних лет, этих героинь ввел режиссер спектакля Борис Лагода. Так же, как и Рассказчика: «В пьесе прекрасны не только диалоги персонажей, но и авторские ремарки. Они настолько сочные, что имеют право быть в спектакле как прямая речь в контексте произведения. И я отдал их еще одному действующему лицу – Рассказчику. По сути, его текст – текст от Автора», – приоткрыл секрет Борис Лагода.

чб

Г. Микова и В. Градов в спектакле «Валентин и Валентина». 1970-е годы.

Трех Валентин разного возраста в спектакле играют, соответственно, актрисы Елена Доронина, Надежда Кожевина и Галина Микова. Катю – Людмила Попова, Светлана Малькова и Татьяна Валяева. Юного Валентина играет Иван Николайченко, а 40­летнего – Владимир Рочев. Рассказчик – Константин Карманов. Есть и еще действующие лица, причем в достаточно необычном исполнении. Но пусть это останется одной из интриг спектакля.

Художник­постановщик спектакля – Эрих Вильсон, балетмейстер­постановщик – Нелли Дашевская из Саратова. Этим же составом, вместе с Борисом Лагодой, осуществлены недавние постановки театра «Небесный тихоход» и «Свободная пара», сразу же получившие большой успех у зрителей. Музыкальное оформление – режиссерское, в спектакле много хорошей советской музыки разных лет, хватает танцев и просто пластики. Пространство сцены максимально открыто, декораций минимум, а немногие предметы интерьера, что есть на сцене – полностью прозрачные, как символ эфемерности и хрупкости бытия героев, всего происходящего в их жизни…

Ирина САМАР

Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА и из личного архива Г. А. Миковой