ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ
НА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. В. САВИНА

89 сезон

«Королева красоты» на III Международном фестивале Мартина Макдонаха в Перми

2CMPeyXYmxM

С 1 по 7 октября в Перми проходит III Международный фестиваль Мартина Макдонаха, организатором которого является театр «У моста». В этом году театр им. Савина, в репертуаре которого есть спектакль по пьесе Макдонаха, принял участие в фестивале — 2 октября на площадке пермского театра кукол мы показали трагифарс «Королева красоты» в постановке Евгения Софронова. Представляем мнения жюри о спектакле.

AjB4VJkCiz8

Критику Валерию Бегунову понравилось, что в конце спектакля авторы дают надежду на то, что любовь случится: «Это неожиданный подход и другой способ игры МакДонаха. А я все время жду, когда от быта и иронии возникнут другие виды театра – авангардный, абстрактный, танцевальный, поэтому мне нравится этот финал. Это интересный и противоречивый спектакль.
Интересно, что обычно в доме мамы и дочки все поломано, брошено и опрокинуто, и в конце все ставится на свои места. Когда главная героиня понимает, что она постепенно превращается в мать. Но здесь дочка поднимается выше, словно возвышается над ситуацией, и тут появляется мужчина с чемоданчиком… Молодежь, с которой я говорил, понимает, что для героини это – шанс куда-то врываться, уехать, сменить все, найти человека, который тебя не знает и начать все по-другому. Это неожиданный подход, и попытка зафиксировать то, что не читалось обычно. Можно вырваться и зажить по-другому, забыв плохое и преступное. И может быть тогда ты будешь другой.
Этот спектакль по манере очень российский и менее всего макдонаховский. Трагифарс доходит до слабой иронии, когда кашу начинают варить в ночном горшке, когда в конце разыгрывается странная фантамагория и возникает нота лирической мелодрамы, что очень по-русски».

tq-FBETetes
Театроведу Вере Шаминой показалось, что концовка наоборот перегружена: «В финале идет символика-пересимволика, появляется мужчина, идет снежок. Это прорыв в мелодраматичность, к которой МакДонах не имеет никакого отношения. Чем лаконичнее будет точка, тем лучше».
Но в целом члену жюри понравился спектакль: «С самого начала взята правильная линия. В большинстве спектаклей мы видим двух пышащих злобой и брызгающих слюной актрис, которые, как два бульдога, готовы растерзать друга друга. И все столкновение идет сразу, что лишает спектакль возможности динамики. А ведь ненависть и раздражение зиждятся на отношениях матери и дочери, которые друг друга любят или любили когда-то. В спектакле Сыктывкара мы видим на сцене двух женщин. Мама при этом говорит жалостливым голосочком, дочь прекрасно понимает, что это манипуляция, и когда в финале идет взрыв, начинается ругань, это создает динамику, и происходит кульминация».
Вера Шамина оценила, что в спектакле все действия психологически мотивированы. Неважно, какой появляется мужчина, но он добрый, а бывшей королеве красоты нужна доброта. Это замечательный ход, когда женщина подкладывает под голову пьяному мужчине свой шарф, хотя они еще не стали близкими людьми. Это еще и нерастраченное материнство и прекрасно мотивированный ход. Дальше идет немакдонаховский, символический сюжет. Актриса танцует со своей грезой, с вымышленным мужчиной, хотя и тот, кто под столом, для нее тоже хорош. Это логично, и чувствуется сквозное действие. Оно работает, одно вытекает из другого».

nUCRh3sPhAA
Анастасия Ефремова оценила странность спектакля: «Есть такое выражение у Маяковского «Сделайте мне красиво», так вот, в этом спектакле мне красиво не сделали ни разу. Я не специалист по МакДонаху, я больше по Чехову, но к МакДонаху уже привыкла. Его герои для меня уже родные люди. А этих вчерашних людей я не знаю, я не готова им сочувствовать. У меня мама умерла в 49 лет, и у меня не было таких проблем.
Я не сочувствую главной героине, что она переехала в Англию, моет туалеты, оскорблена этим и сошла с ума. Но магия спектакля в том, что он интересен этой чуждостью. Все непонятно. Они живут в доме, где есть камин, двухуровневое пространство, какой-то участок… Да вы хорошо живете, чего сходить с ума?
У меня многие знакомые живут с мамами, которые по утрам скандалят. Им нужен адреналин, потому что потом они целый день проводят одни. И мама в спектакле все делает правильно: забирает дочку из больницы, ест фастфудную еду и ничего такого не просит – разве что супчик или кашку.
Для меня мама — самый нормальный человек, а ее дочь кажется психически больной. Кто виноват, что она так одевается, что на нее никто не смотрит? Это проблема женского одиночества. Но мне на спектакле было совсем не скучно. Думаю, что примерно за это так любят фильмы ужасов. За то, что все, что происходит на экране, не со мной».

https://vk.com/id6801453?w=wall6801453_5164