В столицу Коми с гастролями прибыл театр «Сатирикон». Его художественный руководитель, народный артист России Константин Райкин в беседе с журналистами рассказал о своем отношении к театрам онлайн, почему не играет в кино и как соблюдает иерархию с режиссерами. БНК приводит выдержки с пресс-конференции.
Об онлайн-спектаклях
— Я считаю, что театр не живет на экране. Я нехорошо отношусь к спектаклям, которые идут, что называется, онлайн. Театр как вид искусства — это искусство живого общения, живого обмена, живой энергии. Это ничем не заменяется. Это как судить о лесе по гербарию. Можно с точки зрения какого-то специалиста. Это важно, что спектакли записаны на видео и их можно показать, но это не есть искусство театра. Это, что называется, наша сложная ситуация диктует такие правила. Чтобы о театре не забыли, мы считаем возможным и нужным показать, какие-то свои старые спектакли, записанные на видео. Но только как вынужденная мера, которая не является заменой театра.
О востребованности среди молодежи
— Надо творчески развиваться. Быть хорошими. Надо творчески расти, а не опускать руки. Как привлечь зрителя? Быть хорошим театром. Артистам хорошо играть, очень стараться. И вообще не терять трепета. Это такое мое ощущение, такое мое требование к артистам столичных театров и нестоличных. Мне кажется, это вообще требование к представителям нашей профессии — артистам, режиссерам. Заниматься этим творчески, гореть.
О портрете зрителя «Сатирикона»
— Мы все рассчитываем на себе подобных, я бы так сказал. Когда я занимаюсь режиссурой… Кто такой режиссер? Это профессиональный зритель. Он садится в зал и с точки зрения зрителя пытается слепить спектакль, представляя себе, как зритель будет это воспринимать. Когда он представляет себе зрителя, он представляет зрителя похожим на себя. Поэтому я рассчитываю на себе подобных. Я считаю, что люди — не только каждый отдельно не похож на других, но и еще и похож на других. В этой похожести великая сила театрального искусства. Люди похожи друг на друга, поэтому театр может людей объединять и заставлять их единым дыханием дышать.
Об отношениях с режиссерами
Константин Райкин может выступать в спектаклях как режиссер, так и артист. Но во втором амплуа он при всем опыте полностью подчиняется видению постановщика.
— По рангу и по иерархии профессиональной артист — это подчиненный человек. Он может быть с любыми званиями, любым опытом, но режиссер — это командир, а артист — это исполнитель. Это никогда нельзя забывать. Я не играю в спектаклях, которые сам ставлю. С моей точки зрения, это возможно такое — играть в собственных постановках, но это очень большой ущерб наносит тебе и как артисту, и как режиссеру. Режиссер — это человек со стороны смотрящий. Я отдаюсь во власть приглашенного режиссера. Он может, как это часто и бывает при том что я взрослею, моложе меня, менее опытный. Но! Как только я выбрал командира, я поступаю в его подчинение. Я самый послушный артист. И никогда не позволю себе сделать неразрешенное режиссером. Я глазом не поведу не так, как сказал режиссер. Все это оговорено и продиктовано требованием режиссера.
О кино
— Кино — это замечательный вид искусства, но я никогда не мог сравнить интерес работы в театре с работой в кино. Бывают замечательные фильмы, актерские работы, но царство артиста — это театр. Кино — это технический вид искусства, с точки зрения актерской профессии это искусство обмана. Ты, объясняясь в любви какому-то персонажу, водишь глазами по плечу второго режиссера, а предмет твоей любви находится в другом городе. В театре проявляются все — что по чем и на чистом сливочном масле, какой артист можно сказать в театре. Я играю в театре такие роли. Я играл Гамлета, короля Лира, Ричарда Третьего, Сирано де Бержерака и еще кучу таких ролей. Что мне может кино предложить в сравнении с этим?
В свое время поздравлял Эльдара Александровича Рязанова с юбилеем. Говорю ему: «Эльдар Александрович, я очень люблю ваши фильмы. У вас снимаются замечательные артисты. Вы никогда не приглашали меня сниматься. Я вас прошу, пригласите меня. Не бойтесь — я у вас сниматься не буду. Я отказал в свое время и Герману, и Спилбергу, и вам я откажу. Но вас нет в моем списке тех великих режиссеров, которым я отказал. Я тот Колобок, который и от дедушки ушел, и от бабушки ушел. И вас нет у меня списке».
БНК
https://www.bnkomi.ru/data/news/120785/