В Театре драмы имени Виктора Савина 6 августа появился главный режиссер. Должность была вакантна почти шесть лет и сейчас ее занял Денис Рассыхаев. Он служит в драмтеатре с 1998 года и за это время сыграл более ста ролей и поставил десяток спектаклей. О том, что ждет театр с появлением главного режиссера, новом спектакле, педагогической работе и многом другом Денис Рассыхаев рассказал в интервью БНК.
– Что изменится в вашей профессиональной жизни с новой должностью?
– Изменится только распорядок дня: еще больше времени буду проводить в театре. Ну, и ответственности больше. Теперь я отвечаю не только за тот спектакль, который поставил, а уже за весь репертуар. Например, у нас много спектаклей, поставленных приглашенными режиссерами. И если за спектаклем нет контроля, он живет своей жизнью, мы не заметили – а он уже развалился – естественный процесс для такого «живого организма». Поэтому необходим творческий контроль.
– Какие перемены ждут театр, в котором, спустя шесть лет снова появился главный режиссер?
– Я бы не сказал, что надо что-то менять, мы идем в правильном направлении, курс у нас хороший. Может быть, есть вопросы, ответственность за решение которых надо перераспределить. То, что должен делать главный режиссер, выполняли специалисты, которым и своей работы достаточно. Мы что-то не успевали, что-то упускали. Сейчас, я думаю, планирование будет более четким. Также необходимо обеспечить правильное распределение актерского состава, чтобы одни актеры не пахали, как сумасшедшие, весь год, а потом с языком на плече выходили в отпуск, а другим, наоборот, не хватало работы. Нужно найти баланс, все уравновесить. Мне кажется, это главное. Я не считаю, что нужно рубить топором, что-то менять кардинально. Путь, который был выбран директором театра, верен, театр развивается: в репертуаре много новых интересных постановок, приезжают приглашенные режиссеры, появляются новые формы. Зачем это менять, если это приносит свои плоды?
– Наверное, статус главного режиссера должен помочь в дальнейшем профессиональном росте. Какие вы видите в нем плюсы для себя как режиссера?
– Я не считаю, что получу какой-то бонус как режиссер, потому что эта должность лишает свободы. Я должен смотреть за общей репертуарной политикой театра, поэтому где-то мне надо идти в ущерб себе. Как раз своими личными режиссерскими амбициями мне придется иногда поступаться, потому что я должен думать о целостности театра, а не о том, какие названия у меня появятся. Конечно, я хочу и буду ставить, но «я хочу, а остальные подвиньтесь» — такого не будет, я за демократию в этом смысле.
– У вас есть представлением об идеальном театре? Каковы его составляющие?
– Театр – это праздник, но это не значит, что надо превращаться в театр музкомедии или комедии. Праздник вообще, он должен приносить катарсис, я все-таки за аристотелевский театр. Мне кажется, только в этом состоянии, которое способен подарить театр, есть его некое высшее предназначение, а совсем не в том, чтобы сделать шоу или удивить кого-то, создав новую форму без мысли. Я за мыслящий театр. Конечно, я люблю театр Эфроса, Товстоновгова, я люблю символический театр Туминаса, обожаю. Что бы ни говорили про МХАТ, что это музейный театр и так далее – и он имеет право быть. Я за разнообразие форм. Единственное, что не люблю в театре, – это соревнование с кино, когда спектакль превращают в шоу, развешивают большие экраны, транслируют видео. Понятно, что я никому палки в колеса вставлять не буду, если у режиссера возникнет такая идея, я говорю о себе. Мне важно искать театральные способы выражения.
– Кроме показа спектаклей, Театр имени Савина проводит фестивали, лаборатории, читки, на гастроли к вам приезжают известные театральные коллективы, – без всего этого сейчас сложно представить современный театральный процесс. Что еще, на ваш взгляд, нужно для развития театра?
– Хочется, чтобы актеры были более гибкие, пластичные – не в физическом плане, а по своей профессиональной сути. Хочется разножанровости, попробовать разные школы, стили. Например, у нас нет совершенно ничего от эпического театра Брехта, у нас нет полунинской клоунады. Для того, чтобы это пробовать, надо приглашать специалистов, режиссерские команды, которые работают в такой стилистике. Жанров в нашем театре хватает, не хватает именно разнообразия школ.
– Вы в Театре имени Савина служите много лет и хорошо знаете все его потребности и проблемы. Расскажите о них.
– Есть какие-то чисто технические вещи: хотелось бы доделать нашу малую сцену, сейчас она у нас не до конца оборудована. В труппе есть пробелы. Например, не хватает актеров старшего возраста, некому играть старцев, дедов, пожилых отцов, и эта проблема практически нерешаема — мы не столичный город, где можно пригласить возрастного актера из другого театра. Это страшный пробел. Нет наивных героев и наивных героинь. Здесь сложность во времени, в эпохе. У актеров этого амплуа должно быть особое мировосприятие, когда человек сам, по своей природе, очень искренен, чист, все воспринимает с открытым сердцем. Но время перестало рождать таких детей. Их надо искать в деревнях, в глубинках, где они еще не загрязнены этими интернетами, телефонами, тиктоками. Характерные героини есть, потому что парни заболели инфантилизмом, проводят много времени у зеркала — это же не герой, и девушкам приходится многое брать на себя. Это не мода такая, это время диктует правила.
– Вы много лет преподаете в колледже искусств Коми мастерство актера и в этом году снова набираете курс. Как будете совмещать обязанности главрежа и педагога?
– Я уже разговаривал с художественным руководителем актерского отделения колледжа по этому поводу. Хочу взять второго педагога к себе на курс, буду вводить его в работу, по-другому сейчас просто никак не получится.
– У вас десятки выпускников, на сцену Театра имени Савина попадают немногие из них. Переживаете за остальных?
– Первое время переживал. Но я сразу, с первого курса, ребят предупреждаю, чтобы они не рассчитывали после учебы оказаться в нашем театре, просто потому что нет ставок, поэтому больших надежд, связанных с Театром имени Савина, они не питают изначально. Но ведь и само обучение этой профессии уже помогает в жизни. Мы же воспитываем личность, а не только учим быть актером. Хороший актер – это восприятие мира, способность к эмпатии, умение чужую беду и чужую радость воспринимать, как свою. А это же психология человеческих отношений, это все равно в жизни помогает. Все мои выпускники чем-то заняты: кто-то поступил в МГИМО на бюджет и закончил с красным дипломом, кто-то работает врачом, кто-то педагогом, одна из выпускниц сейчас ведущая актриса театра в Шадринске (Свердловская область), занята в спектаклях по полной. Так что нет неприкаянных, ни у кого жизнь не сломалась, слава богу.
– Совсем скоро новый творческий сезон Театра имени Савина откроется комедией А.Н. Островского «Волки и овцы» в вашей постановке. Для вас это уже третий спектакль по Островскому, почему вы так любите этого автора?
– Мне всегда интересно работать над пьесами Островского. Я ставил «Снегурочку» на русском и коми языках, и, честно говоря, обращаться к другим его текстам, не поэтическим, страшно. Они настолько пропитаны человеческим естеством, их герои – живые, настоящие люди. Нужно быть очень аккуратным, чтобы не натоптать в этом мире своими современными ногами, но, в то же время, и не скатиться к музейности. Здесь тонкая грань. Ни один драматург не проверяет русского актера на профессионализм так, как Островский. Работая с его типажами, надо показать все, на что способен артист, настолько гибкой должна быть его природа.
– Каким будет ваш спектакль «Волки и овцы»?
– В художественном решении будут намеки на стимпанк. Потому что время действия — это викторианская эпоха: появляются паровые машины, поезда, теплоходы. Промышленность набирает обороты, начинается строительство Транссибирской магистрали, выходят труды Карла Маркса. Техническая революция понемногу доходит и до русской провинции. Музыкальное оформление спектакля будет выполнено в стилистике эпического театра Брехта, появятся брехтовские зонги (зонг – изначально обозначение музыкального номера в эпическом театре Брехта, содержащего сатиру и критику общества – прим. ред.) – для этого мы басни Крылова переложим на музыку.
– Вы когда-нибудь мечтали о собственном авторском театре?
– Нет, не думал о том, чтобы создать свой авторский театр. Может быть, потому что я до сих пор в поиске и не нашел своего почерка. Мне больше нравится идея синтетического театра, интересно наблюдать за тем, как работают разные режиссеры.
*** Денис Александрович Рассыхаев, актер, режиссер, лауреат премии правительства Республики Коми, заслуженный работник Республики Коми.
В 1998 году был принят во вспомогательный состав труппы Театра имени Виктора Савина.
В 2002 году окончил актерское отделение Республиканского училища искусств (сейчас колледж искусств Республики Коми) и был принят в труппу Театра драмы имени Виктора Савина.
В 2006 году окончил Ярославский театральный институт по специальности «Актер театра и кино».
В 2018 году окончил режиссерское отделение Театрального института имени Бориса. Щукина.
На сцене Театра имени Савина сыграл более ста ролей и поставил спектакли «12 месяцев», «Зверь», «Снегурочка.LIVE», «Тувсовъя мойд», «Хуха и день рождения Родничка», «Свадьба с приданым», «История одного свидания», «А зори здесь тихие. Лебёдушки». В репертуаре Молодежного театра Республики Коми в его постановке идут спектакли «Игра в фанты», «Каштанка».
Сейчас преподает актерское мастерство в Колледже искусств Республики Коми, студенты Дениса Рассыхаева представляют молодое поколение труппы Театра имени Виктора. Савина.
БНК