ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ
НА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. В. САВИНА

88 сезон

Гастроли Архангельского театра в Сыктывкаре начались с трагедии царя Эдипа

PSV_9923-kopiya_mainPhoto

На сцене академического театра драмы им. В. Савина 27 октября стартовали гастроли Архангельского театра драмы им. М. В. Ломоносова в рамках обменного проекта двух коллективов. Для сыктывкарского театра это вторые за всю историю гастроли в столице Поморья, архангельская труппа гостит на коми сцене впервые.

На церемонии открытия гастролей директор театра драмы им. В. Савина Михаил Матвеев рассказал, что первые и единственные до вчерашнего дня гастроли театра в Архангельске состоялись больше 80 лет назад – в 1936 году. Следующий визит стал возможен благодаря федеральной программе «Большие гастроли», содействию министерства культуры России, Федеральном центру поддержки гастрольной деятельности и министерства культуры, туризма и архивного дела Коми.

— Мы приехали в ваш город огромной театральной семьей — почти 60 человек: 40 артистов и почти 20 человек технического и административного персонала. Это, пожалуй, самые масштабные гастроли в истории нашего театра, — выступил с ответным словом режиссер архангельского театра Алексей Ермилышев и представил гастрольную программу.

PSV_9581-kopiya.jpg

По его словам, постановка «Царь Эдип. Прозрение» — это взгляд театра на известную древнегреческую трагедию, «Принцесса Турандот» — масштабная костюмированная постановка в жанре фантастический реализм — сказка для взрослых, рок-опера «Волшебная флейта» — это уже сказка для детей, хотя интересна она будет зрителям любого возраста. Завершаются гастроли спектаклем «Искусство» по пьесе современного французского драматурга Ясмины Реза. Эти постановки идут на архангельской сцене много лет и полюбились зрителю, отметил Алексей Ермилышев, выразив надежду, что понравятся они и публике в столице Коми.

Первый заместитель министра культуры, туризма и архивного дела Коми Константин Баранов передал архангелогородцам слова поддержки от министра культуры Архангельской области Вероники Яничек.

PSV_9797-kopiya.jpg

В Сыктывкаре гастроли открылись спектаклем по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип. Прозрение», ставшим в 2016 году лауреатом международного театрального фестиваля в Ялте.

PSV_9803-kopiya.jpg

История Эдипа, без собственного ведома и по воле рока убившего своего отца – царя Фив Лая – и женившегося на матери – царице Иокасте, — сюжет, который лег в основу многих произведений мировой культуры на тему беспомощности человека перед лицом судьбы.

PSV_9659-kopiya.jpg

Режиссерское решение древнегреческой трагедии совместило в себе черты античного и современного театра. От античности на сцену перешел хор – одновременно поданные царя Эдипа, на которых за грехи правителя обрушилась чума. Синхронность действий в массовых сценах, одновременная подача текста обеспечивают необходимый для древнегреческой трагедии уровень пафоса. Пожалуй, этим исчерпываются очевидные связи с первоисточником. Сценография спектакля скромна, но символична: в углу пустой сцены стоит сколоченный из фанеры помост – Олимп, на котором боги – Афродита преклонных лет (актриса Ольга Колосова), далекий от классических пропорций Аполлон (актер Евгений Нифантьев) и Зевс, напоминающий менеджера среднего звена (актер Михаил Кузьмин) – «соображают на троих». Иногда они спускаются к смертным в костюмах мясников и с косами в руках собирать «жатву». Ирония и смелость, с которой сделаны некоторые сцены трагедии, например, вакханалия в эпизоде со Сфинксом, «вечеринка» богов, выделяют постановку на фоне многочисленных сценических версий «Царя Эдипа».

PSV_9740-kopiya.jpg

PSV_9779-kopiya.jpg

Костюмы героев «Царя Эдипа» лаконичны и условны – в основном, это вариации на тему «белый верх, черный низ». Избрав условность в оформлении спектакля, его создатели с позиций натурализма подошли к финалу – ослепивший себя Эдип (актер Александр Дубинин) появляется на сцене буквально залитый кровью.

PSV_9841-kopiya.jpg

Необходимо отметить, что авторы постановки обогатили текст Софокла цитатами из Шекспира, Ахматовой, Мандельштама, Пастернака, в финале царь Эдип даже процитировал предсмертное письмо Габриэля Гарсиа Маркеса. Вероятно, комментарий в таком виде потребовался для того, чтобы расширить «роковую» тематику произведения, добавив размышлений о творчестве, смысле и бренности жизни, а также, чтобы сделать трудного для восприятия современным сознанием Софокла более доступным.

PSV_9947-kopiya.jpg

Зрители Сыктывкара с восторгом приняли первый в рамках гастролей спектакль Архангельского театра драмы, долго аплодировали артистам стоя.

PSV_9575-kopiya.jpg

«Ни одного случайного жеста, движения, слова. Очень мощная постановка!», «Истинный ТЕАТР. Браво артистам!», «После спектакля даже говорить не хотелось – настолько эмоционально, до слез и комка в горле», «Финальная сцена потрясла весь зал, переживаниям Эдипа и страданиям супруги-матери Иокасты все внимали в абсолютной тишине», — делятся своими впечатлениями зрители в социальных сетях.

https://www.bnkomi.ru/data/news/69985/