Александр Островский "Волки и овцы"

30 ноября и 1 декабря

95 сезон

Фарс-водевиль по мотивам Островского: Пермский Театр-Театр показал сыктывкарцам нескучную классику

FW3A9855_mainPhoto

Stand-up, академический вокал, балаганное представление, цирк, мюзикл под живой оркестр, драматический спектакль, — пожалуй, это еще не все жанры зрелищного искусства, которые соединились в постановке Пермского Театра-Театра «На всякого мудреца довольно простоты». Показанная 9 и 10 сентября в рамках II Северного театрального фестиваля, комедия режиссера Бориса Мильграма наверняка перевернула представление зрителей о современных сценических интерпретациях русской классики.

«Русская классика. Сохраняя традиции, соответствуя времени» — под таким девизом в эти дни в столице республики на сцене театра имени Виктора Савина проходит Второй Северный театральный фестиваль. Первые конкурсные показы – астафьевский «Веселый солдат» Московского Губернского театра и «Эшелон» Михаила Рощина от хозяев сцены — стали своего рода иллюстрацией к первой части афоризма, характеризующего тематику фестиваля: добротные, сделанные по законам психологического театра спектакли, бережно хранят слово автора, громко звучащее и сегодня. Но третий участник фестиваля – Пермский академический Театр-Театр – переменил консервативное поначалу настроение театрального марафона.

FW3A9649.jpg

Маленькие гастроли Театра-Театра в Сыктывкаре (пермская труппа по два раза показала водевиль по Островскому и «Сказку о царе Салтане» Пушкина») сами по себе – это большое культурное событие для города и региона. Сегодня Театр-Театр под художественным руководством лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Бориса Мильграма воспринимается как уникальное явление на театральной карте страны – провинциальный драматический театр, не боящийся смелых экспериментов, в том числе и в обращении с классикой, выводит на сцену едва ли не симфонический оркестр, практически полноценную балетную труппу, артистов драмы с голосами солистов оперы и ставит спектакли, не оставляющие равнодушными ни простого зрителя, ни профессионального критика.

FW3A9741.jpg

На конкурс Северного фестиваля пермский театр представил одну из последних своих премьер – водевиль по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пьеса, разоблачающая лицемерие света, в котором все – место, почет, любовь — продается и покупается – деньгами ли, лестью, по выражению председателя жюри фестиваля, заведующей кабинетом критики СТД России Элеоноры Макаровой, считается одной из самых страшных пьес Островского. Жуткую атмосферу продажного «темного царства» самодуров и готовых на все ради теплого местечка талантливых, но бедных молодых людей, Театр-Театр подменил фарсом-карикатурой, более соответствующей праздничной природе мюзикла.

FW3A9933.jpg

Самое большое отличие от Островского в этом спектакле – это практически полное отсутствие в нем текста Островского: 90 процентов диалогов этой пьесы, в оригинале состоящей из пяти действий, заменены поэтическим текстом – качественным и остроумным, — положенным на музыку Лоры Квинт в аранжировке Татьяны Виноградовой (она же — сразившая всех своим актерским обаянием наповал мать Глумова, Глафира Климовна). Через эти куплеты характеры персонажей Островского даны хоть упрощенно и гротесково, но живо и точно: любитель давать пустые наставления Мамаев (Сергей Семериков), мистически настроенная ханжа Турусина (Елена Старостина), туповатый ретроград Крутицкий (Михаил Гасенегер), светская обольстительница Мамаева (Наталья Макарова) и т.д.

FW3A9957.jpg

Главный герой пьесы Егор Дмитрич Глумов (Сергей Детков) выписан более подробно за счет существования исполнителя сразу в нескольких жанрах: кроме драмы и мюзикла, он выходит на диалог со зрителем в духе популярного сегодня stand-up’а и примеряет образ простого пермского парня из сериала «Реальные пацаны».

— Это такой способ поиска доверия со зрителем, — прокомментировал смелую находку главный режиссер Театра-Театра Владимир Гурфинкель на обсуждении спектакля с членами жюри, которые, как и некоторые зрители, этого конферанса не оценили. Пожалуй, это один из немногих моментов в спектакле, подвергшийся критике со стороны профессионалов.

FW3A9805.jpg

Как отметило жюри – хотя это наверняка заметили и зрители, — пермский театр показал фактически два спектакля: первое действие, в котором смешались балаган, кабаре, уличная культура с граффити и игрой на стаканах, клоунада и буффонада (например, всем запомнился огромный и почти бесполезный для действия велосипед, на котором выезжает Городулин) и второе, значительно более ровное в плане форм существования на сцене.

FW3A9858.jpg

Сценография Виктора Шилькрота также работает на создание как бы двух спектаклей в одном и «бьет» по зрительскому восприятию: невзрачные ширмы и черные кулисы первого действия отодвигаются и открывают грандиозную многоярусную декорацию, напоминающую церковный амвон, правда заставленный не иконами, а барочными эротическими картинами. В центре этой конструкции застывает «кающаяся грешница» Софья Игнатьевна Турусина, богатая вдова, отмаливающая грехи содержанием целой свиты приживалок и не делающая шагу без указания провидения.

FW3A9665.jpg

— Турусина Елены Старостиной очень необычна в своем статическом исполнении, актриса ведет роль от начала и до конца, за ней очень интересно наблюдать, — отметила Элеонора Макарова.

— Очень здорово, когда мюзикл работает в условиях драматического театра. Очевидно, что это мощная драматическая актриса, которой легко существовать по законам мюзикла, — также обратила внимание на игру исполнительницы роли Турусиной член жюри, проректор Ярославского театрального института Ирина Азеева.

FW3A9865.jpg

Вообще же, потрясающие декорации, неожиданные, но очень театрально-праздничные приемы (например, внезапный салют из мишуры во втором действии), великолепные интересные костюмы, музыкальное и световой оформление спектакля, которые, вместе взятые, поражают своей неожиданностью даже искушенных зрителей, уходят на второй план по сравнению с актерской игрой и вокальными данными исполнителей.

FW3A9949.jpg

Пермский извод «На всякого мудреца довольно простоты» подарил огромное количество ярких образов: неотразимая Клеопатра (Наталья Макарова), по замечанию критика Веры Морозовой, в своем способе существования похожая на куклу Барби, колоритный Крутицкий, разбитная Манефа (Евгения Барашкова), на каждый выход которой публика кричала «браво!», трогательная Машенька (Юлия Захаркина), обаятельный Городулин (Альберт Макаров) надолго останутся в памяти сыктывкарских зрителей, провожавших гостей сцены долгими овациями.

Сегодня II Северный театральный фестиваль продолжит Котласский драматический театр, который представит моноспектакль «Айседора».

ИА БНК от 11 сентября 2016.