ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ
НА СЦЕНЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ ИМ. В. САВИНА

90 сезон

70 лет со дня рождения Лидии Цивилёвой

Л.А 1

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения актрисы театра им. В. Савина Лидии Анатольевны Цивилёвой (1950-2015), народной артистки Коми АССР, заслуженной артистки России.

Лидия Цивилёва родилась в Сыктывкаре. Дорога в театр для неё начиналась с занятий театра-студии «Юность» при Сыктывкарском дворце пионеров. В 1966 году Лидия Цивилёва поступила на актёрское отделение ГИТИСА, пройдя конкурс 250 человек на место, и была зачислена на второй курс коми студии. В 1971 году, после окончания института, Л.А. Цивилёва пришла в Коми драматический театр, ставший для неё первым и единственным: ему отданы лучшие годы жизни, талант актрисы, на его сцене сыграны десятки самых разноплановых ролей. Огромная трудоспособность и влюблённость в свою профессию сделали своё дело: с каждой новой ролью приходила вера в свои силы. Ещё в начале творческого пути актрисой были созданы такие запоминающиеся образы, как Дина в спектакле «Валентин и Валентина» М. Рощина, Дадуна в пьесе Н. Думбадзе «Не беспокойся, мама», Катрин в спектакле «Мамаша Кураж» Б. Брехта, Лена Харитонова в спектакле «Мои надежды» М. Шатрова, Виктория в спектакле «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова.
Очень удачным стал для неё 1979 год, когда в Москве состоялся творческий отчёт Коми драматического театра. Две работы Л. Цивилёвой – Эва в спектакле по пьесе Мюллера «Две пригоршни мелочи» и Настя в спектакле «На дне» по пьесе М. Горького — были отмечены особо. Через год она получила звание заслуженной артистки Коми АССР.
С годами накапливался опыт, росло исполнительское мастерство, ширился репертуар. В 1980-ые годы Л. Цивилёва стала одной из самых востребованных актрис театра. Стремление проникнуть в самую глубь создаваемого образа раскрыли в ней талант потрясающей острохарактерной актрисы. Даже в самой маленькой роли она выкладывалась, как в первый и последний раз.
В репертуаре Л. Цивилёвой были роли и в национальных спектаклях: Наташа и Маша в пьесах П. Шахова «Зачем живём» и «Доброе утро», Елена Николаевна в спектакле «Человек остался один» по пьесе И. Изъюрова, Сердитова в «Сыновьях» А. Ларева, Пекла в спектакле по пьесе В. Безносикова «Именины Марфы».
Среди более поздних ролей, сыгранных актрисой: Мара в «Докторе философии» Б. Нушича, Макеевна в «Кадрили» В. Гуркина, миссис Туз в спектакле «Все в саду» Э. Олби, Солоха в «Великолепной Солохе» В. Кушнира, миссис Эрлин в постановке «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда.
В течение многих лет Лидия Анатольевна преподавала сценическую речь в театральной студии республиканского училища искусств, передавая молодым свой бесценный опыт.
В 1988 году за заслуги в области театрального искусства Л.А. Цивилёвой было присвоено звание народной артистки Коми АССР, в 2001 году – звание заслуженной артистки Российской Федерации.

Из книги «Коми театр: время и люди»

Л.А 2 Л.А 4