Новогодние спектакли в театре

с 24 декабря по 8 января

95 сезон

Виктор Савин

d197c421d422f5cbf569ea13f09ef700_XLКоми поэт и драматург Виктор Алексеевич Савин (Виттор Нёбдинса) родился в 21 ноября 1888 года в селении Нёбдино (д. Трош) в бедной крестьянской семье. Он был старшим из детей – после него родилось еще семеро братьев и сестер. «Мои родители были неграмотными, – вспоминал позднее В. Савин, – правда, отец умел читать по складам печатное слово и кое-как ставить свою подпись (научился, когда был солдатом), а мать была совершенно темной женщиной». Тем не менее еще до школы В. Савин научился «немного читать и писать» благодаря русской «Азбуке», которую его отец принес домой после одной из своих частых отлучек (для работы на уральских заводах).

В 1895 г. В. Савин поступил в Нёбдинское земское начальное училище («мне не исполнилось еще и семи лет, когда мать меня отправила в школу,» – писал поэт в своей автобиографии). Учился он старательно: «ни осенняя грязь, ни зимний холод – ничто не мешало ходить в школу», находившуюся в трех верстах от дома. Закончив Нёбдинское училище в 1899 г., В.Савин захотел учиться дальше, поступить во второклассную школу в Деревянске. Мать поддержала его и убедила отца дать свое согласие. К 1 сентября 1901 г. Савины приехали в Деревянск, но выяснилось, что за проживание в общежитии при школе нужно было платить немалые для бедных крестьян деньги. Отец хотел было везти сына назад, махнув рукой на обучение, но, к счастью, В. Савина «за хорошую учебу… приняли на казенный счет».

Во время учебы в Деревянске В. Савин был певчим и познакомился с нотной грамотой. В 1904 г. он окончил школу «первым учеником», имея отличные оценки по всем предметам. В. Савин получил право преподавать в «школах грамоты» (одна из низших разновидностей тогдашних школ), но его просьба о предоставлении места учителя осталась без ответа. 20 сентября 1904 г. он «поступил работать писарем к земскому начальнику 4-го участка в селе Усть-Кулом» и «впервые стал жить самостоятельно» (из его автобиографии). Затем Савина назначили помощником усть-куломского волостного писаря, а в мае-июне 1906 г. перевели на Печору – вначале, ненадолго, в Савинобор, а затем в Усть-Щугор. Там В. Савин работал волостным писарем и «впервые познакомился с политикой», подружившись с двумя политссыльными (знакомство это, впрочем, ограничилось пением в лесу революционных песен да чтением кое-какой литературы и листовок и заметного влияния на молодого Савина не оказало).

Летом 1906 г. В. Савин вернулся к родителям в Трош, «осень проработал дома», а зимой отец взял его с собой на заготовку дров для Богословского завода. Трудились они от темна до темна. Работа оказалась настолько тяжелой для В. Савина, что, «проработав около месяца», он «сбежал», по его собственному выражению, от отца и вернулся к более привычному для него занятию, поступив «письмоводителем к земскому начальнику на Рудниках» (в окрестностях того же Богословского завода). Там Савин проработал четыре с половиной года, женился. В 1910 г. его хотели призвать в армию, но не взяли из-за близорукости.

В марте 1911 г. В. Савин уехал на Украину, в Кривой Рог, поступил в контору Ракмановского рудника по добыче железной руды, затем работал в конторе Червонного рудника (там ему дали следующую характеристику: «…к обязанностям своим относился вполне аккуратно и добросовестно, с полным знанием своего дела и может быть рекомендован как опытный конторщик»). В 1914 г.после начала Мировой войны Савина мобилизовали на военную службу, отправили в Херсон, но вскоре по состоянию здоровья демобилизовали. «Опытный конторщик» был принят на работу на Карнаватский рудник, где выполнял все те же обязанности, что и на протяжении десяти предшествовавших лет. После Февральской революции 1917 г. В. Савин был избран членом рудничного комитета, участвовал в любительских спектаклях. В 1917 г. началась литературная деятельность В.А. Савина; он вспоминал позднее, что «написал две небольшие пьесы: одну на русском, другую на украинском языке, с которыми выступали на сцене» (украинский язык Савин выучил за время своей жизни на Украине). После того, как Украину заняли немецкие войска, работа на руднике прекратилась, и в июне 1918 г. В.А. Савин с семьей приехал на родину, в Нёбдино. В июле он в поисках работы приехал в Усть-Сысольск, где только что совершившие переворот большевики согласились взять его как опытного делопроизводителя в милицию. Но потом место в милиции оказалось занято, и Савин пошел работать делопроизводителем в уездную Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем, приступив к работе 1 августа.

К этому времени относится появление первых стихотворений В. Савина на коми языке. «До августа 1918 г. я ни разу в жизни ничего не писал на коми языке,» – вспоминал он. «Мне очень хотелось на родном коми языке призвать коми народ к новой жизни. Реденько стал писать коми стихи». Первое свое стихотворение Савин написал 17 августа 1918 г. Напечатали его (под псевдонимом Нёбдинса Виттор, т.е. Виктор из Нёбдино – этим псевдонимом Савин в дальнейшем подписывал все свои произведения) на следующий день в местной газете «Зырянская жизнь». Называлось оно «Горд звон» (Красный звон) и вполне определенно свидетельствовало о политических настроениях автора, призывавшего не отдавать «вражьим псам» (белогвардейцам и их союзникам) свою любимую родину и вольную жизнь.

Работнику «Чрезвычайки», конечно, яснее виделась «вольная жизнь» местных жителей, которым в августе запретили «бесцельное шатание по улицам города, хотя бы и с пропусками». В то же время «Зырянская жизнь» сообщала, что «работа Усть-Сысольской Чрезвычайной комиссии… быстро продвигается вперед. В местную тюрьму заключен ряд лиц, упорно не желавших работать с народом и для народа…» Часть арестованных была отправлена в Котлас, где некоторых из них — в соответствии с полученными из Усть-Сысольской Чека материалами – расстреляли… Немалое число по постановлению Чека расстреливали и на месте, о чем тоже сообщала «Зырянская жизнь». Савин участвовал в аресте жившей в Усть-Сысольске жены бывшего главы Временного революционного правительства А.Ф. Керенского, конвоировал ее до Котласа.

С работой В.А. Савин справлялся, и уже в августе 1918 г. его назначили секретарем Чрезвычайной комиссии. 24 октября Савин вступил в компартию. Он продолжал заниматься литературным творчеством, написал несколько стихотворений (в газете в конце августа — декабре было опубликовано еще несколько его произведений). Во второй половине 1918 г. появились и первые пьесы Савина на коми языке: «Корасьысь» (Сватающийся), затем «Гудрасьом» (Переполох) – эта пьеса представляла собой, по сути, перевод с небольшими изменениями украинской пьесы «Бувальщина» и «Ыджыд мыж» (Большая вина), также написанная по украинским мотивам.

Ко дню первой годовщины Октябрьской революции В.А. Савин написал стихотворение «Чолом» (Привет). Празднование этой годовщины неожиданно оказало немалое воздействие на служебную карьеру Савина. Во время празднования в Усть-Сысольске вспыхнул острый конфликт между руководителями уезда, дело дошло до арестов (некоторые ордера на арест заполнял В.А. Савин), угроз расстрела и введения военного положения в городе. В конце концов все «первые лица» (из комитета РКП(б), уездного исполкома, уездной Чека и уездного военкомата) были сняты с должностей. В декабре 1918 г. состоялся первый съезд коммунистов Усть-Сысольского уезда, в котором участвовал и В. Савин. Его избрали председателем уездной Чека, ввели в редколлегию «Зырянской жизни». Савин вошел в первый эшелон уездного руководства.

В ноябре 1918 г. при уездном отделе народного образования была создана комиссия, занимавшаяся собиранием и созданием литературных произведений на коми языке, подготовкой учебных пособий для коми школ. Вскоре после начала работы комиссии в ее состав был кооптирован В.Савин. Члены комиссии собирались почти каждый вечер для обсуждения различных произведений. Именно там В.А. Савин впервые вынес на суд слушателей и читателей свои стихотворения «Пернапас» (Крестное знамение), «Горд ань» (Красная женщина) и другие. Сам он говорил, что именно со времени организации этой комиссии «усиленно взялся за литературную работу». Тогда же Савин занялся организацией любительской театральной труппы, которая уже в конце 1918 г. показала на сцене городского народного дома его водевили «Корасьысь» и «Гудрасьом». Создал он и самодеятельный городской хор.

В феврале 1919 г. Савин осуществил постановку своей драмы «Ыджыд мыж». В марте он участвовал во втором уездном съезде коммунистов (позднее съезды стали называться конференциями). В апреле В.А. Савина избрали секретарем уездного исполкома. 23-25 июня проходила третья уездная конференция РКП(б). Савин являлся ее делегатом, был избран в уездный комитет компартии и стал его секретарем, сделавшись одним из первых лиц в уезде. На повестке дня стояла прежде всего мобилизация сил коммунистов для ведения боевых действий против белых отрядов. Через некоторое время В.А. Савин был назначен также редактором газеты «Зырянская жизнь». По воспоминаниям Н.П. Попова, «работая редактором, Савин не только готовил материал для газеты, часто сам спускался в типографию и заменял верстальщика. Он вынужден был сам вырезать на дереве клише». В. Савин писал позднее о своей деятельности:»Бывало, выполнишь какую-нибудь партийную работу и тут же напишешь стихотворение или на балалайке наиграешь мелодии коми песен. Балалайка всегда стояла рядом с письменным столом, всегда под руками». Постепенно литературное творчество занимало в его жизни все большее место.Он продолжал писать стихи, песни (в 1919 г. появилась ставшая широко известной песня «Югыд кодзув» – Северная звездочка). 24 октября в Усть-Сысольске была поставлена первая его крупная оригинальная пьеса «Шондi петiгон дзоридз косьмис» (На восходе солнца цветок увял); главную роль в ней сыграл сам Нёбдинса Виттор.

Тем временем белые готовились к наступлению. Руководство Усть-Сысольского уезда не приняло должных мер по обороне, несмотря на предупреждения командования красных. В середине ноября 1919 г. Усть-Сысольск без боя был занят небольшим отрядом белых. Все большевистское руководство уезда вместе с красноармейцами это время в панике отступало вверх по Сысоле, бросая оружие, сжигая архивы… Поначалу, по воспоминаниям Савина, ревком остановился в Ыбе, но после панического сообщения одного из красных командиров о том, что белые якобы уже рядом, захватили в плен весь штаб красных, и надо спасаться, кто может, решено было срочно уходить дальше (позднее выяснилось, что сообщение было ложным). Только благодаря подходу многочисленных подкреплений ревкому (в состав которого входил и В.А. Савин) удалось организовать сопротивление. Спустя пару недель после своего бесславного бегства красные вновь были в Усть-Сысольске.

В начале 1920 г. В.А. Савин со своей театральной труппой объехал многие сысольские и верхневычегодские селения, показывая постановки пьес, занимаясь культурно-просветительской работой. В мае того же года состоялась пятая уездная конференция РКП(б). Савин выступал на ней, вновь был избран в состав уездного комитета, стал членом президиума укома и остался его секретарем. В июне он участвовал в губернской конференции компартии, выступил там с докладом о работе Усть-Сысольского укома РКП(б). 6 июля состоялось объединенное заседание уездного руководства компартии, комсомола, Советов и профсоюзов, на котором решено было созвать Первый Всезырянский съезд для обсуждения вопросов «культурно-политико-экономического объединения всего народа коми». Для подготовки созыва съезда было создано бюро из трех человек, в число которых вошел В.А. Савин. 2 августа уком РКП(б) и представители губкома обсуждали вопрос о задачах этого съезда. Савин сообщил, что пока ничего существенного в плане созыва Всезырянского съезда ими не сделано. По настоянию губкома было принято решение об ограничении задач съезда культурно-просветительскими проблемами.

В декабре 1920 г. на шестой уездной конференции РКП(б) В.А. Савин также стал членом укома и его президиума, но должность секретаря оставил. В начале двадцатых годов он отошел от партийной работы. В январе 1921 г. В.А. Савин еще участвовал в I Всезырянском съезде коммунистов и был избран в состав обкома РКП(б), в течение 1921 г. участвовал в заседаниях обкома, но в январе 1922 г. на II областной конференции компартии Савина нет даже в списке кандидатов в состав обкома РКП(б). Впрочем, наверное, для него отход от руководящей работы был только на благо. Творчество, журналистика отнимали все его время, так что и на собрания коммунистов поэт стал приходить нечасто, а это было непростительно, и в 1923 г. В.А.Савин получил выговор, а в 1925 г. – строгий выговор («за отрыв от партии»). Бывшим коллегам Савина по партийному руководству через какое-то время перестали нравиться некоторые из публикаций в редактировавшейся В.А. Савиным областной газете. В 1923 г. ему «поставили на вид» за появившиеся на страницах газеты фельетоны, а в 1925 г. Савин ушел с поста редактора «Югыд туй». 25 января 1921 г. в Усть-Сысольске состоялось собрание самодеятельных артистов города, выслушавших «доклад т. Савина, в кратких чертах указавшего на значение театра вообще и, в частности, для народа коми, как об одном из важнейших средств для поднятия культурного уровня и углубления самосознания масс». Решено было, «сознавая всю важность театра для народа коми», создать «постоянную коми труппу в г. Усть-Сысольске, как культурном центре народа коми, наименовав таковую «Сыктывкарса коми театрын ворсысь чукор», сокращенно «Сыкомтевчук» (труппа актеров Сыктывкарского коми театра). Задачей труппы была «постановка исключительно коми пьес (оригинальных и переводных)». 14 февраля это решение было утверждено уездным политпросветом. Для своего детища В.А.Савин написал в двадцатых годах несколько пьес: «Райын» (В раю, 1921 г.), «Тшын» (Дым, 1922 г.), «Инасьтом лов» (Неприкаянная душа, 1926 г.), «Куломдiнса бунт» (Усть-Куломское восстание, 1927 г.), «Парма ныв» (Дочь пармы, 1929 г.) и другие.

Помимо театральной труппы, В.А. Савин в двадцатых годах продолжал руководить городским хором, исполнявшим революционные, народные и написанные самим Савиным песни, среди которых были «Том войтыр, садьмой» (Молодежь, просыпайся), «Отчыд овло» (Только раз бывает), «Варыш поз» (Соколиное гнездо), «Тувсов вой» (Весенняя ночь) и другие. Многие из них стали популярны не только у коми, но и у коми-пермяков (Савин ездил в Коми-Пермяцкий край в 1929 г.). 27 апреля 1929 г. в Усть-Сысольске состоялось собрание городских любителей пения, на котором был создан сводный городской хор исполнителей русских и коми песен. Для руководства хором избрали бюро из трех человек, в число которых вошел и В.Савин. Первый коми композитор, он писал музыку не только на свои стихи, но и на произведения других авторов, в частности, М.Н. Лебедева. Занимался Савин и собиранием народных песен (недаром он состоял в Обществе изучения Коми края). В июне 1926 г. В.А. Савин и П.А. Анисимов совершили поездку на Вишеру, где записали 14 коми песен. В том же году они издали в Москве сборник Коми песни».

Двадцатые годы были пиком творческой деятельности В.А. Савина. В 1922 г. были опубликованы первые три книжки В.А. Савина: комедия «Райын», драма «Шондi петiгон дзоридз косьмис» и поэма «Аркирей» (Архиерей). В 1924 г. был издан первый сборник стихов В.А. Савина «Сьылан-лыддянъяс» (Песни, стихи). В дальнейшем почти ежегодно выходили из печати новые книжки В.А.Савина (главным образом, его пьесы), в газетах и журналах постоянно публиковались его стихотворения, рассказы, очерки на самые разные темы. Лирическая поэзия, описание (часто с юмором) быта коми народа – это, вероятно, лучшее из созданного Нёбдинса Виттором. Но многие произведения Савина отмечены печатью агитационности, они делались по социальному, партийному «заказу», в них выражался коммунистический взгляд на те или иные явления жизни, и оценка этим явлениям и событиям давалась однозначно с точки зрения компартии. Как отмечалось в «Истории коми литературы», «немало сил и таланта отдал В. Савин разоблачению внешних и внутренних врагов молодого советского государства»; «разоблачению» посвящены, в частности, стихотворения «Губернятом губернатор» (Губернатор без губернии), «Вен» (Спор) и другие. Задачам идеологической пропаганды подчинены были произведения антирелигиозной тематики «Нимкодясь, Серапим» (Радуйся, Серафим), «Воскрешение мертвого» и т.п. Сюда же можно отнести и стихотворения В.А. Савина о Ленине: «Ленин», «Ленин — озйодысь ним» (Ленин — вдохновляющее имя), «Кодлы овны онi долыд» (Кому сейчас жить хорошо), «Яр шондi моз» (Как яркое солнце). Но даже в столь идеологизированных произведениях видно несомненное поэтическое мастерство автора.

12 марта 1926 г. состоялось организационное собрание, на котором решено было создать Коми ассоциацию пролетарских писателей. Савин участвовал в этом собрании и был избран в состав временного правления КАПП. В августе того же года на I областной конференции КАПП В.А. Савин также был избран в правление ассоциации. Осенью 1926 г. начали издаваться журналы «Ордым» и «Коми просвещенец», членом редколлегий которых стал Нёбдинса Виттор. На II областной конференции КАПП в сентябре 1928 г. В. Савин снова был избран членом правления. В правлении КАПП он исполнял обязанности секретаря, являлся, кроме того, инструктором областного отдела народного образования по художественной работе в деревне.

Весной 1930 г. в органе Коми обкома ВКП(б) журнале «Ленин туйод» была опубликована статья «За социалистическую культуру», в которой говорилось, что «в плен националистических идей попала почти вся коми художественная литература». В частности, отмечалось, что «Нёбдинса Виттор (В.А.Савин) является одним из признанных певцов коми трудящихся… Но, если спросить, всегда ли он в своих произведениях проводил четкую пролетарскую классовую линию, то надо прямо сказать – нет…» Например, подчеркивалось в статье,»правооппортунистическая трактовка социального типа кулака нашла свое оформление» в пьесе Савина «Рытъя» (Вечернее). На страницах журнала «Ордым» также критиковались «кулацкие идеи», содержавшиеся в «Рытъя» (критик, правда, подчеркивал, что он не считает, что Савин «сознательно хотел» эти идеи проповедовать). «Оппортунистические установки» в пьесе «Рытъя» подверглись критике и на заседании бюро Коми обкома ВКП(б).

Правление КАПП также высказало критические замечания в адрес «Рытъя». III конференция КАПП, состоявшаяся в октябре 1930 г., подвергла критике В.А. Савина за то, что он в «Рытъя» не смог разглядеть и показать новые формы классовой борьбы на селе. Тем не менее поэта избрали в правление КАПП, сделав его ответственным за работу с молодыми авторами, оставался Савин и членом редколлегии журнала «Ордым». Комиссия по чистке КАПП сочла возможным оставить его в рядах ассоциации. В 1932 г. это правление ассоциации было распущено. В октябре 1930 г. по инициативе В.А. Савина был создан Коми инструктивно-передвижной профессиональный театр (переименованный в 1931 г. в Коми государственный драматический театр). Но в тридцатые годы театр в жизни Савина занимал уже меньшее, чем раньше, место. Сам он писал, что с 1931 г. его «драматическая работа совсем разладилась, совсем остановилась». Театр поставил две новые пьесы Савина – «Арт» (Итог) и «Моль», по оценкам специалистов, не очень удачные. Кроме них, В.А. Савин осуществил в середине тридцатых годов переводы пьес «Слуга двух господ» Гольдони, «Ревизор» Гоголя и других. Он работал также над ораториями (сочетавшими песни, стихи, танцевальные номера и др.), но отсутствие музыкального образования помешало добиться успеха.

В 1931-1932 гг. были изданы два тома собрания сочинений В.А. Савина. В 1932 г. поэт побывал на нефтеразработках на Ухте и под впечатлением поездки начал работать над поэмой «Чибью», оставшейся, однако, незавершенной. В 1933 г. появилась поэма Нёбдинса Виттора «Сыктывкар» – самое крупное его поэтическое произведение. В октябре 1933 г. состоялось чествование Савина по случаю 15-летия его литературной деятельности. В апреле 1934 г. В.А. Савин участвовал в I областной конференции советских писателей, где было образовано Коми отделение Союза писателей. Он выступил с докладом «О коми советской поэзии» и был избран в правление. Какое-то время в тридцатых годах Савин работал в радиокомитете, затем сотрудничал в Коми госиздательстве.

1935 год оказался для Савина очень трудным. Уже в январе первичная организация компартии приняла решение исключить его из ВКП(б) за оторванность от партии, за то, что он не исполняет, оказывается, авангардной роли в Союзе писателей, не повышает своего политического уровня, за «отрыв от парторганизации» («товарищи по партии» возмущались, что В.А. Савин партийные взносы приносит не сам, а присылает их с женой) и злоупотребление алкоголем. За последнее он еще в 1934 г. получил «выговор с последним предупреждением». В общем, это было неудивительным в тревожной атмосфере жизни того времени. Многие знакомые и коллеги В.А. Савина находились в это время в заключении, будучи ничуть не более «виновными» в каких-либо преступлениях. Нёбдинса Виттор ждал своей очереди, находясь в постоянном беспокойстве. «На всякую мелочь я реагирую болезненно», – признавался он сам, – а это «приводит все к одному и тому же – выпивке». В марте 1935 г. за исключение Савина высказалось и бюро горкома компартии, обвинившее поэта, в довершение ко всему, еще и в «национал-шовинизме». Но бюро обкома ВКП(б), заседавшее 8 мая того же года, решило оставить поэта в рядах компартии, постановив «вовлечь тов. Савина в творческую работу, активизировать его через Союз советских писателей». В конце мая 1935 г. В.А. Савин участвовал в I съезде советских писателей Северного края в Архангельске.

На следующий год В.А. Савина в числе других «знатных людей, стахановцев и ударников, отличников социалистического строительства Коми области» наградили юбилейным значком, но в том же году его исключают из ВКП(б). Все хуже было со здоровьем – несколько раз в 1936 г. Савин ложился в больницу; врачи установили ему вторую группу инвалидности. В январе 1937 г. за исключение В.А. Савина из компартии высказалось бюро горкома ВКП(б). 2 июня 1937 г. в газете «Ворлэдзысь» была опубликована одна из последних его статей «Коми АССР», посвященная проекту Конституции Коми АССР. Летом того же года Савин ездил на лечение в Кисловодск.

В сентябре 1937 г. руководство драматического театра выступило на страницах газеты «За новый север» с резкими обвинениями в адрес поэта и драматурга, упрекая его в том, что он-де не уделяет театру должного внимания. Савин сразу после этой публикации написал ответное письмо, в котором говорилось о «сознании» им «своей вины перед Коми театром и всей трудовой общественностью коми народа» в связи со «справедливым недовольством» работников театра, но в то же время подчеркивалось, что Нёбдинса Виттор продолжает активно работать над новыми пьесами (переводными и оригинальными). В 1937 г. Савин, в частности, работал над пьесой «Крепость», рассказывающую о строительстве гидростанции на речке Войвож. Но, как отмечает литературовед Г.В. Беляев, «на идейном содержании пьесы… уродливо сказалась общественная атмосфера 1936-1937 годов» – атмосфера «подозрительности, когда находятся вредители, враги, троцкисты». Пьеса «Крепость» была закончена 3 октября 1937 г. Четыре дня спустя НКВД потребовало ордера на арест ее автора. 8 октября В.А. Савина арестовали…

Его допросили всего два раза – в октябре 1937 и в марте 1938 г. Обвиняли Савина в том, что он являлся участником «контрреволюционной буржуазно-националистической организации» и «проводил… борьбу за создание Коми буржуазной республики». В.А. Савин отверг обвинения. 7 июля 1938 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило его к пяти годам заключения («считая срок с 8 октября 1937 г.») в лагерях «за контрреволюционную деятельность». Поначалу Савина отправили в лагерь «Воркутстроя», где он первое время грузил уголь на баржи, а затем был переведен в сельхозотделение лагеря. По данным исследователя В.М. Полещикова, с 26 сентября 1940 г. В.А. Савин находился в лагпункте Адак на Усе.

8 октября 1942 г. срок его заключения истек, но В.А. Савин по-прежнему находился в Адаке. По данным писателя и исследователя Г. Торлопова, лагерное начальство запрашивало «тогдашних вершителей судеб людей» в Коми АССР, что делать с Нёбдинса Виттором дальше. В ответе говорилось, что приезд возвращение В.А. Савина в Сыктывкар нежелателен. 3 февраля 1943 г. его отправили в лагпункт Кожва. В Кожве Савин находился с 13 февраля по 6 марта 1943 г., а затем его повезли в Сибирь. 9 апреля того же года он прибыл в лагпункт Прикулька (километрах в пятидесяти от Томска). Так Савин «в дороге совершенно ослаб и заболел» (из его письма родным), то его поместили в лагерный лазарет. 1 июля В.А. Савин написал домой письмо, в котором сообщил: «…чувствую себя более окрепшим, возможно, скоро устроюсь на какую-либо посильную по своему состоянию здоровья работу», «остаюсь пока на прежнем положении, вероятно, до окончания войны». Денег у Савина не было, с продуктами тоже было крайне сложно (он просил прислать из дома «хоть небольшую продуктовую посылку»). Впечатление о том, что здоровье пошло на поправку, оказалось обманчивым – Савин так и не вышел из лазарета, не дождался конца войны и свободы, скончавшись 11 августа 1943 г.

http://www.vcisch2.narod.ru/SAVIN/Savin.htm