10 лет спектаклю "Гузи да Мези"

6 ноября юбилейный 50-ый показ

92 сезон

На Северном театральном фестивале выясняли, чего ищет зритель в театре

CCcA1LZmo-g

Сегодня заместитель директора театра имени Виктора Савина Владимир Казаковцев провел круглый стол «Вечер в театре, или Что ищет зритель. Insight», в ходе которого рассказал, что должен учитывать театральный менеджер, чтобы зрителю хотелось возвращаться в театр.

Y0qwBxJJUNE

Начиная разговор, Владимир Казаковцев задал аудитории вопрос, кто в театре главный?

— Зритель. Потому что, как говорил Олег Табаков, зритель голосует ногами, — ответил один из участников беседы.

— Я думаю, это совершенно верно. Все в театре делается для зрителя, — поддержал ответ замдиректора.

По его словам, в театр ходят от 5 до 15 процентов жителей России. Сыктывкару в этом плане повезло, в зрителе недостатка нет – это столица региона, театральный город, в котором выросло не одно поколение театралов.

— И это было видно по вчерашнему спектаклю (ред. – спектакль «Танцы во время Луназы» Бугульминского театра им. А.В. Баталова) — не все его поняли, но какая была теплая реакция. Этого не скажешь про зрителей в промышленных городах, где люди позволяют себе сидеть в зрительном зале с кофе и попкорном, — добавил Владимир Казаковцев, отметив, что однажды на гастролях ему пришлось в антракте собирать зрителей, которые подумали, что спектакль закончился.

sk9PKK8OWK8

Отвечая на вопрос, каким должен быть репертуар такого театра, как Театр им. Савина, Владимир Казаковцев рассказал о том, для чего и за чем ходят в театры разные категории зрителей.

— Кто-то ищет общение, некоторые ходят в театр для статуса, по каким-то интеллектуальным причинам, чтобы развлечься. Эксперты говорят, что театр утратил свою воспитательную функцию. Может быть, это произошло в Москве, но у нас еще нет. Тем более, сейчас появилась программа «Пушкинская карта», в театр ходят школьники. Поэтому сложно сделать репертуар сбалансированным, он должен отвечать на все зрительские запросы.

По словам Владимира Казаковцева, еще несколько лет назад среднестатистический портрет зрителя театра им. Савина выглядел так: в восьмидесяти процентах это женщины 55-65 лет, часто это педагоги. Сейчас аудитория стала меняться, театр стал более  молодежным, но получилось это практически само собой, так как цель омолодить аудиторию не стояла.

KXYUfOE-WuI

Разнообразие репертуара, с одной стороны, позволяет каждому найти спектакль на свой вкус, с другой стороны чревато опасностью, что не всем будет нравиться каждый спектакль в афише.

— Как предупредить зрителей, чтобы вечер в театре не оказался испорченным? Мне кажется, нужно обращать внимание на афишу, в ней содержаться знаковые моменты: возрастное ограничение, жанр, режиссер, иногда само оформление афиши может о многом сказать, — считает замдиректора театра им. Савина. — Меня эта тема очень волнует, потому что я сталкиваюсь со зрителями и иногда, пусть и редко, приходится улаживать конфликты.

Владимир Казаковцев вспомнил историю с судебной тяжбой по спектаклю «Гамлет», которая завершилась в пользу театра. На одном из показов спектакля «Король Лир» две зрительницы были недовольны несколькими сценами и попросили вернуть им деньги. Несколько лет назад с гастролями приезжал театр из Финляндии, на который еще до показа ополчились православные активисты.

s2W-G6SzjzA

— Конечно, если бы был суд, мы бы его выиграли. И такой пиар мог бы пойти нам на пользу, — заметил театральный менеджер. – Пойти на поводу у зрителя, играть низкопробные комедии – это путь вникуда. За это нас не накажут, но со временем зритель может очень поменяться, и повернуть назад будет очень сложно.

По мнению Владимира Казаковцева, залог успешной работы театра, так называемые три слона, на которых театр держится, — это здоровая атмосфера в труппе, высокие показатели выполнения государственного задания и зрительский интерес. Сейчас у Театра им. В. Савина все это есть.

VnUmIe003BI

Завершил встречу директор Котласского драматического театра Мирослав Вельган, рассказав об одном американском социологическом исследовании.

— В начале 1970-х годов в США стали обращать внимание на то, что театр стали хуже посещать. Появилось такое понятие – «зал седых затылков». И даже стали говорить о том, что к середине 21 века театр вообще исчезнет как явление. И у вас, и у нас сейчас далеко не «зал седых затылков», поэтому, я думаю, что с театром будет все в порядке, — заключил он.

sk9PKK8OWK8