Сыктывкар, III северный театральный фестиваль.
В очень гостеприимном театре, в «самую театральную погоду» (прохладно, серо, частый дождь) смотрим спектакли с севера и северо-запада России. Пока что увидели пять.
Нынешний Северный театральный фестиваль имеет не только расширенную географию, но и определенную установку на аудиторию: спектакли для молодежи. Каждый театр трактует эту установку по-своему, но сформулировать в самых общих чертах ее можно как стремление к эксперименту, выход за рамки привычного и ожидаемого.
В спектакле «Горе от ума» сыктывкарского театра драмы — намеренное стилистическое смешение «французского с нижегородским»: одним из лейтмотивов оформления становятся валенки, забавно контрастирующие с кисейными занавесями и европейским платьем. Режиссер Юрий Попов, режиссер по пластике Светлана Скосырская и художник Эрих Вильсон создали любопытный мир, где фамусовское общество — причудливые фрики, а Чацкий (Владимир Рочев), неожиданно, — самовлюбленный болтун в стразах. Центральной линией спектакля для меня стала драма одинокой романтической Софьи (Елена Аксеновская): и этот непривлекательный Чацкий, и все остальные, — выражение ее взгляда на мир.
«Недоросль» котласского драматического театра (режиссер Наталья Шибалова) тоже повеселил изобилием фриков. Действие происходит на детской площадке: каруселька, качели, веселая дворня с уличными танцами (художник — Любовь Подгорбунская). Персонажи, в самых разных нарядах поверх джинсов, от корсета до пиратского костюма, словно бы играют в Фонвизина, пытаясь доказать, что он не безнадежно устарел. Здесь оказалась интересной история Простаковой: Ольга Белых подробно и убедительно играет образ обаятельной самодурши, гиперответственной матери и тревожной хозяйки, без заботливой руки которой все рухнет: и хозяйство, и пристройство сынка.
«Буратино» Воркутинского драмтеатра в постановке Захара Комлева оказался музыкальной сказкой в духе советского кинематографа. Музыку Станислава Горковенко прямо на сцене играет оркестр местного колледжа искусств, демонстрируя маленьким зрителям один из секретов театральной магии. Интересный, яркий образ Буратино создала Гульнара Хаматнурова.
Неожиданное решение нашел худрук Вологодского ТЮЗа Борис Гранатов для «Сотворившей чудо» Гибсона. Этот спектакль стал выражением севернорусской ностальгической мечты о ретро-Америке: дом как будто из декораций вестерна, стилизованные одежды, джаз-банда с лирическими песенками и «чаттанугой-чучу». История об обучении слепоглухонемой Элен (Виктория Чудова) обрела черты мелодрамы и даже комедии: драматизм сюжета максимально сглажен. Наиболее объемным получился образ учительницы у Анастасии Латкиной: она убедительна в пластическом решении (дублирует слова жестами), в интонациях, в резкости северянки, которой нужно как-то бороться с южным благодушием.
Наконец, вчера мы увидели «Машина едет к морю» по пьесе Алекса Бьёрклунда: национальный театр Карелии. Учебный спектакль под руководством режиссера Александра Овчинникова стал серьезной работой на непростую тему. От цитатно-этюдного начала спектакля до его фантастического завершения неотступно следишь за работой трех молодых артистов и детально воссозданным миром бедности. Двигателем сюжета, центральным образом оказывается Старик в исполнении Глеба Германова: старость, детально воссозданная в голосе, осанке, дрожании рук; — и неуемное желание жить, двигаться, что-то делать с этим миром, несмотря на нищету и безвыходность. Сцена, когда старик высыпает на стол прах из цветочного горшка и становится в него, как в песок пляжа, — очень сильна.
Фото Ивана Федосеева.
Уютный, красивый, какой-то на редкость благополучный региональный театр — театр драмы имени Савина в Сыктывкаре. Конечно, есть свои сложности, но видеть новое театральное здание в глубинке, где много премьер, где фестивали, — уже счастье. @ Syktyvkar