Новогодние спектакли в театре

с 24 декабря по 8 января

95 сезон

«Мы создаем историю театра»: сыктывкарским журналистам рассказали, как писать о спектаклях в эпоху соцсетей

DSC04433

Почему театрам нужны посты о себе в соцсетях и в чем особенности текста в этом пространстве на мастер-классе в Сыктывкаре рассказала театральный критик из Краснодара Вера Сердечная. В столицу Коми она прибыла как член жюри III Северного фестиваля, который проходит в театре драмы им. В. Савина.

«Мы создаем историю театра»: сыктывкарским журналистам рассказали, как писать о спектаклях в эпоху соцсетей

Фото предоставлены театром драмы им. В. Савина.

Вера Сердечная — кандидат филологических наук, театральный критик, преподаватель КГИК (Краснодарский государственный институт культуры). В 2012-2013 гг. работала завлитом Краснодарского академического театра драмы. С 2011 г. по настоящее время — главный редактор журнала «Язык. Словесность. Культура». Член Ассоциации театральных критиков.

Редакция БНК приводит выдержки с мастер-класса Веры Сердечной на тему «Как писать о театре в эпоху соцсетей?», в котором приняли участие журналисты, сотрудники театров и студенты профильных направлений.

Зачем вообще писать о театре?

Отвечая на этот вопрос, участники мастер-класса назвали несколько вариантов: поделиться мнением, привлечь зрителя, показать режиссеру, был он понят или нет. Сама Вера Сердечная подтвердила правильность этих доводов, а также подчеркнула более глобальную роль текстов о театре:

— Когда мы пишем о театре, мы делаем очень важную вещь, которую не делает больше никто: как бы мы ни писали — профессионально или непрофессионально, мы создаем историю театра. Театральная постановка — штука эфемерная, она показана сегодня одним образом, завтра [на сцене]другие артисты — другим. Когда мы фиксируем, что происходит на сцене, мы пишем историю театра.

Почему сложно, но захватывающе писать о театре в соцсетях?

Основной жанр текстов о театре — это рецензия. Встречаются также обзоры, портреты актеров или театра, проблемная статья. Подобные материалы характерны для средств массовой информации, для соцсетей — это посты. Сложность состоит в том, что у них нет определенных формальных требований, а каждая соцсеть отличается по формату и аудитории. При этом у пользователей есть большая свобода выражения мысли и, соответственно, возможность изобретать новые жанры. В качестве примера Вера Сердечная привела мемы о Пете-театрале (Пете-критике).

Из чего состоит рецензия?

Традиционное содержание рецензии включает в себя ряд пунктов: ответ на вопрос «О чем спектакль?» (тема, идея, но не пересказ), мир спектакля (сценография), элементы спектакля (музыка, костюмы, реквизит), актерская работа (арка персонажа), описание ключевых сцен. По словам Веры Сердечной, последовательность этих частей не важна.

Готовя пост о спектакле в соцсети, автор, будь то журналист или простой зритель, более свободен в выражении своего мнения о постановке. При этом подобная позиция грозит вылиться в субъективность. Поэтому Вера Сердечная подчеркивает, что надо задаться вопросом: «О чем важнее написать: о себе или спектакле?»

Почему театр приветствует тексты о себе в соцсетях?

Помимо собственно определенного пиара, посты о театре позволяют услышать, а точнее прочитать непосредственное мнение о спектакле, отмечает Вера Сердечная:

— В соцсетях мы видим непосредственное зрительское слово. Потому что сегодня в театре не хватает общения по поводу того, что мы увидели. В любом городе не хватает площадки разговора о театре. Соцсети такую площадку нам предоставляют.

 

Источник: https://www.bnkomi.ru/data/news/100931/