Последней большой премьерой 89-го театрального сезона в театре имени Виктора Савина стала постановка пьесы бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица». 18 мая «недетскую сказку для детей про бесконечность пути» театр представил в рамках тюзовского направления.
«Синяя птица» Метерлинка имеет долгую историю на русской сцене – вышедшая в 1908 году пьеса почти сразу же была поставлена в МХТ. Несмотря на то, что с подмостков художественного театра пьеса не сходит больше века, продолжив свой путь на сцене МХАТ им. Горького, в репертуаре театров ее можно встретить довольно редко. В основном спектакли ставятся по мотивам «Синей птицы» как адаптированные для детей музыкальные сказки. Оригинальная же пьеса – сказка лишь по форме, в которую облечены философско-эстетические воззрения Метерлинка.
Понимая особенности материала, режиссер Татьяна Захарова (Нижний Тагил) не стала обманывать зрителей, и уже названием жанра спектакля — «недетская сказка» — предупредила их ожидания.
Современная музыка, мистические птицы, двигающиеся в ломаной пластике на полутемной сцене, и крик маленькой девочки будят брата и сестру Тильтиль и Митиль ночью накануне Рождества. К растущим в бедной семье детям «святочный дед» приходит не каждый год, и сегодня они могут только через окно наблюдать за тем, как отмечают праздник в богатом доме. Их веселье прерывает фея Берилюна, больше похожая на ведьму – слепая на один глаз и прикрывающая лысину несколькими жидкими прядями волос. Она явилась к детям, чтобы те помогли ей спасти больную дочь и отправились в странствие за синей птицей. В дорогу фея дает Тильтилю шапку с волшебным алмазом, поворот которого позволяет видеть души предметов – истинную сущность всего в мире. С первыми поворотами алмаза на сцене начинают происходить чудеса – из шкафа появляются Душа Огня, Душа Пса, Душа Кошки, Душа Воды Душа Сахара и Душа Света, которым придется составить детям компанию в опасном путешествии.
Условное сценографическое оформление спектакля, созданное Анной Репиной, позволило воплотить на сцене фантастические идеи драматурга-символиста и нетривиальные режиссерские ходы, переводящие действие спектакля в пространство сна, — в финале главные герои просыпаются и понимают, что им все только приснилось. Декорации-трансформеры, превращающие огромный шкаф в калейдоскоп дверей и лестниц, мрачные силуэты деревьев создают атмосферу страшной сказки, ощущение бесконечного движения и поиска, в котором находятся герои. Все перестановки декораций, переходы от сцены к сцене делают артисты в образах жутких птиц. Динамику спектаклю также задают действенные мизансцены; пластическое решение Светланы Скосырской (Тюмень) в направлении контактной импровизации создает атмосферу волшебства и чуда, которое случается с героями сказки.
В стране Воспоминаний, где Тильтиль и Митиль встречаются с умершими дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, они узнают, что те и не умерли вовсе, а уснули, и просыпаются только тогда, когда о них подумают на земле. Валентина Дорофеева и Виктор Градов в роли бабушки и дедушки создали очень трогательный актерский дуэт, сумели передать теплоту и любовь, которые не подвластны смерти.
Сцены во дворце Ночи решены в духе абсурда – повелительница тьмы в исполнении Ольги Родович и ее дочь Смерть, множеством рук затягивающая в свои сети, в исполнении Ангелины Комлевой тщетно пытаются остановить двух маленьких детей на пути за синей птицей.
Грозящая самым большим ужасом встреча с покойниками на кладбище обернулась самым большим разочарованием – ожидая встречи с мертвыми, повернув алмаз, Тильтиль (Евгений Чисталев) и Митиль (Кристина Чернева) не встретили никого и, подобно Ницше, заявившему, что Бога нет, прокричали: «Мертвых нет!» И смысл их открытия в данном контексте близок философии немецкого мыслителя.
Одной из интересных работ стала роль Души Пса в исполнении Дмитрия Максименко.
В «Синей птице», как у автора, так и у постановочной группы спектакля, много символики: сама птица как метафора мечты может быть просто смятой бумагой, разноцветной тряпкой, синим шарфиком, оживающим в руках того, кто в нее верит. Финал спектакля подарил зрителям ощущение настоящего волшебства, которое рядом и создается очень просто: клетки для птиц, висящие над сценой, вдруг загорелись множеством ламп и превратились в звездное небо, раскинувшееся над героями сказки.