Новогодние спектакли в театре

с 24 декабря по 8 января

95 сезон

Студенты Школы-студии МХАТ показали Россию от Москвы до Владивостока и новый взгляд на Достоевского

28 и 29 марта на сцене театра драмы имени Савина в Сыктывкаре открылся «РУСАЛ ФЕСТИВАL #ТЕАТР». В рамках социального проекта компании РУСАЛ студенты одного из лучших театральных вузов страны – Школы-студии МХАТ – показали спектакль-путешествие «Транссиб» и постановку «П. и Н.» по мотивам романа «Преступление и наказание».

Студенты Школы-студии МХАТ показали Россию от Москвы до Владивостока и новый взгляд на Достоевского

Фото Марии Шумейко

Открывая фестиваль, директор театра им. Савина Михаил Матвеев отметил, что уже второй год подряд Республика Коми становится одним из регионов, принимающих на своих площадках проект «РУСАЛ ФЕСТИВАL #ТЕАТР».

IMG_1178-kopiya.jpg

— Год назад на этой сцене мы впервые представляли фестиваль и посмотрели замечательные спектакли выпускников Школы-студии МХАТ — коллектива «Июльансамбль». Думаю, это событие стало одним из самых ярких в жизни республики, — напомнил Михаил Матвеев.

Руководитель проекта Алия Бекетова добавила, что «РУСАЛ ФЕСТИВАL #ТЕАТР» направлен на повышение качества жизни в регионах, поддержку интереса к культуре, искусству и театру.

— Второй год подряд мы начинаем фестиваль с Республики Коми, потому что видим здесь большой интерес со стороны зрителей и теплый прием.

Лилия Пахомова, менеджер культурных проектов фонда «Вольное дело», 13 лет поддерживающего Школу-студию МХАТ, выразила надежду на то, что театральный фестиваль в Коми станет традицией.

Преподаватель Школы-студии МХАТ режиссер Алексей Розин подготовил зрителей к просмотру спектакля, рассказав об истории его создания и особенностях документального театра, в рамках которого поставлен «Транссиб».

— Документальный театр занимается исследованием реальной жизни, и спектакль который вы сегодня увидите, сделан именно в таком ключе. Когда актеры учились на первом курсе Школы-студии МХАТ, они сели в поезд и отправились в двухнедельное путешествие от Москвы до Владивостока и обратно. Две недели в поезде они собирали интервью, записывали попутчиков на диктофоны и камеры, а затем драматурги редактировали получившиеся тексты. То, что вы увидите, – это наблюдения за живыми людьми, возможно, кто-то узнает в этом друзей, соседей, себя, — рассказал Алексей Розин.

Спектакль «Транссиб» в 2016 году поставил режиссер Дмитрий Брусникин. Сейчас студенты четвертого курса Школы-студии МХАТ играют «Транссиб» без мастера, которого не стало прошлым летом.

IMG_1050.jpg

«Транссиб» — это спектакль-путешествие через огромную страну, через десятки человеческих судеб, состоящее из парадоксов, ставших обыденностью русской жизни. Персонажи, рожденные из монологов попутчиков, ждут очереди рассказать свою историю в зале ожидания, в который превратилась сцена.

IMG_1199.jpg

Режиссер выводит одного за другим типажи пассажиров: добродушного и общительного корейца-путешественника, немолодой семейной пары, в которой каждый говорит о своем, не слыша другого, старого амурского казака-философа, который мечтает оставить в жизни свой след и пишет песни к юбилею депо, МЧС-ника, на глазах которого погибали люди и он ничем не мог им помочь, потому что «ломом и лопатой» не спасешь, а ничего другого нет, уличных музыкантов, читающих Есенина, старухи-коммунистки, мечтающей о социализме, потому что есть нечего… И не скажешь, что каждый из них по отдельности – типичный русский человек, но вместе они – собирательный образ России, в монологе каждого есть небольшая частичка правды: о том, что «60 процентов мужиков в стране – одни охранники», что полстраны – ссыльный край и здесь «неприлично радоваться», что «бог один» и потому «стоило ли 200 лет бошки старообрядцам рубить?», что «смерть одного – трагедия, смерть массы – статистика».

IMG_1246-kopiya.jpg

IMG_1236.jpg
Наверное, в сотнях историй, которые услышали студенты-первокурсники и которые не вошли в «Транссиб», было много смешного и счастливого, много смешного вошло и в спектакль, но преломилось через отстраненность актерской подачи и режиссерскую иронию – и величие русской державы столкнулось с бестолковостью отдельно прожитой жизни.

IMG_1201.jpg

IMG_1218.jpg

IMG_1234-kopiya.jpg

В финале спектакля звучит песня «Широка страна моя родная» — актриса, исполняя ее с акцентом, подражает героине Любови Орловой в фильме «Цирк», а на заднем плане вся страна поместилась на одном кадре – на столике в купе разложена карта России, а на ней стоят стаканы с чаем.

Полный зрительный зал — студенты Школы-студии МХАТ на первом спектакле в Сыктывкаре собрали аншлаг – живо следил за полуторачасовым действием, иногда даже вступая в короткие диалоги с персонажами на сцене, и устроил молодым артистам овации в конце спектакля.

IMG_1241-kopiya.jpg

29 марта «брусникинцы» показали в Сыктывкаре постановку «П. и Н.» по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание». Четыре актера на сцене разыграли многостраничный полифонический роман русского классика за полтора часа. При этом каждому приходилось менять роли, как маски, — приемы комедии дель арте сочетаются в спектакле со сторителлингом и традициями русского психологического театра.

IMG_1266-kopiya.jpg
Лаунж, под живое исполнение которого зрители заходят в зал, клубная атмосфера, созданная на сцене игрой света и театрального дыма, готовит к оригинальному прочтению романа, знакомого со школьной скамьи. Верно ли последнее утверждение, актер Кирилл Одоевский попытался узнать в начале спектакля, обращаясь к зрителям.

IMG_1277.jpg

Также он рассказал, что показ в Сыктывкаре – это первые гастроли «П. и Н.» Интерактивный прием еще не раз использовался в спектакле: Кристина Якимушкина пыталась проверить знания арифметики, рассказывая о единицах измерения, встречающихся в романе, и в паре с Эвой Мильграм выясняла особенности ассоциативного мышления собравшихся в зале, Кирилл Одоевский и Федор Левин проверили нервы зрителей на прочность, поделившись тем, как готовились сыграть главного героя произведения.

IMG_1284-kopiya.jpg

Иллюстрация была наглядной: на сцену в черном ящике вынесли живую курицу, названную актерами Лизой, и несколько минут под крики ужаса в зале пытались разделаться с ней с помощью топора.

IMG_1272.jpg

Отсутствие «четвертой стены», свободный пересказ текста Достоевского, карикатурность и утрированность в изображении персонажей — попытка приблизить события романа к современности, разобраться в мотивах, которыми руководствовались персонажи.

IMG_1256.jpg

Мгновенное переключение интонаций спектакля с трагедии на фарс, с театра в привычном его понимании – на стендап и импровизацию, подбор сюжетного ряда, который был положен в основу спектакля, постоянно заставляет менять угол зрения на текст Достоевского.

IMG_1274-kopiya.jpg

Интересно, что в арсенале студентов есть еще один спектакль по «Преступлению и наказанию» — «Наказания и преступления», по словам режиссера Алексея Розина, совершенно другая постановка.
IMG_1289.jpg

Режиссерские находки, концептуальное и минималистическое художественное решение «П. и Н.» – актеры в черном, на сцене ничего, кроме музыкальных инструментов, дыма и преломляющихся через прозрачную сетку лучей света, — талантливая игра и обаяние артистов заставили принять неоднозначную трактовку Достоевского даже самых консервативных театралов, и в финале «П. и Н.» зрители вновь стоя приветствовали студентов Школы-студии МХАТ.

IMG_1260.jpg