В Липецке прошел театральный фестиваль «Лица друзей», посвященный памяти народного артиста РФ, режиссера Владимир Пахомова. 17 ноября исполнилось 10 лет со дня его смерти. 30 лет — с 1977 по 2007 — Владимир Пахомов возглавлял липецкий театр и сумел сделать его средоточием культурной жизни города.
В 1981 году театр получил имя Льва Толстого и стал единственным в мире, кто носит имя русского классика. Пахомов и липецкий театр являются основателями международного театрального фестиваля — «Мелиховская весна».
В 1985 году Владимир Пахомов учреждает театральный фестиваль «Липецкие театральные встречи», который является одним из старейших фестивалей России. В 1985 году за постановку «Дядя Ваня» липецкий театр получил Государственную премию РСФСР. В 1994 году театр был удостоен звания государственного академического. В 2000 году Указом президента России № 1085 Владимиру Пахомову за фестивали «Липецкие театральные встречи» и «Мелиховская весна» была присуждена Государственная премия РФ в области просветительской деятельности.
Владимир Пахомов поставил на липецкой сцене более 80 спектаклей. Ряд из них вошли в «Золотой фонд» и записаны для трансляции по радио и показу на федеральных телеканалах.
В память о мастере в театре Толстого открыли выставку фотографий, а также показали спектакль «Чайка» по знаменитой пьесе Антона Чехова. Выбор такой постановки был не случаен — именно с «Чайки» и начался творческий путь Владимира Пахомова в этом театре. Спектакль представили липчанам актеры академического театра драмы имени Виктора Савина (Республика Коми), а режиссером стала заслуженная артистка России Елена Оленина. Она единственная ученица Владимира Пахомова именно в сфере режиссуры.
— К этому спектаклю я шла около 12 лет. Это мой долг перед Владимиром Михайловичем. Его «Чайку» я видела с семи лет, в той постановке постановке Нину Заречную играла моя мама. Поэтому для меня это особенный спектакль. «Чайка» Владимира Михайловича для меня была всегда эталоном. Мне очень хотелось приблизиться через этот спектакль к своему мастеру, — рассказывает Елена Оленина.
Все действие пьесы о неудачной любви разворачивается на ломберном столике, а каждый герой — бочонок для игры в лото, который занимает определенную позицию. В «Чайке» Елены Олениной много символов, связанных с жизнью Антона Чехова. Один из главных — карточка Тригорина во время игры в лото — вынесен отдельно на сцене.
— Именно в финальной чеховской сцене, когда выигрывает Тригорин, на карточке нет 40-х. Мы знаем, что Антона Чехова не стало в 44 года, поэтому представили эту цифру отдельно. Тригорин пытается ее игнорировать и просто закрывает рукой, обманывая других персонажей, чтобы выиграть. Это как бы нежелание признавать, что Чехов мертв, — отвечает Елена Оленина.
По словам Елены Олениной, свою «Чайку» она попыталась сделать именно комедией. И, кажется, по реакции зрителей режиссеру это удалось.
— Это было очень сложно, пьеса долгое время нам не поддавалась в этом плане, но все-таки я нашла тех актеров, которым удалось это сделать, которые поняли мою идею, задумку, — добавляет Елена Оленина.
В «Чайке» Елена Оленина сделала то, что не удалось осуществить в своей постановке Владимиру Пахомову. Это антракт между 3 и 4 действиями в пьесе, в то время как в пахомовском спектакле он был между 2 и 3. Интересно, что после перерыва актеры уже предстают перед зрителями в современных костюмах — джинсах, майках и бейсболках. Правда, они не совсем обычные. На одежде у каждого героя обозначен штрих-код, а также фраза или слово, с помощью которого его можно идентифицировать в этой пьесе.
Добавим также, что ученица Владимира Пахомова Елена Оленина в ближайшее время покажет липчанам еще одну режиссерскую работу. Это будет спектакль «Георгий Победоносец». Премьера постановки намечена на 30 ноября.
http://most.tv/news/90117.html